Алекс Покрас

И снова Чикаго

7-10 октября 2005 г.

  Написанное ниже представляет собой мое личное мнение и не выражает позиции команды, за которую я играл, или клуба, который я представляю. Я буду благодарен всем за любые поправки, комментарии, замечания.
       А.П.

Туда, день первый.

Чикаго - первый город, в котором я побывал дважды на фестивале ЧГК и, как результат, могу теперь сравнивать впечатления от прошлой поездки и этой, и анализировать, насколько увиденное оправдало ожидания. В целом - все вышло так, как я и рассчитывал: неплохие вопросы и конкурсы, суматошные, но сердечные и радушные, всегда готовые помочь хозяева фестиваля, встречи и общение со старыми и новыми знакомцами и масса приятных впечатлений от самого города. Несколько негативных моментов (а ради того, чтобы поругать, как известно, и пишут отчеты) тоже имели место, но об этом позже.

На этот раз удалось, хотя и не без труда, спланировать и реализовать почти все детали не в последнюю ночь перед поездкой, а заранее: основной причиной этого было то, что моя жена Алена на этот раз тоже захотела поехать. Пришлось снять гостиницу заранее, да и состав команды, в которой мы собирались играть, тоже был известен за несколько дней: Марина и Саша Копылевы, Оля и Артур Иоффины, мы с Аленой и примкнувший к трем семейным парам Саша Пойзнер - именно так, всемером, поскольку и Алена, и Оля не планировали играть всю дистанцию из 60 вопросов. К сожалению, в итоге нас осталось пятеро, поскольку заболела Марина и изменились планы у Пойзнера, так что играли мы в неполном составе. Правда, во 2 и 3 турах с нами играл также Анатолий Майбурд из Вашингтона, бывший чикагец.

И с дорогой у нас тоже все определилось задолго до отъезда - минивэн на пару с Романом Бершадским, его женой Сашей Езерской и Сашиной сестрой Ирой Езерской. О дороге, собственно, кроме как о приятной компании, рассказывать нечего - некоторое опоздание с выездом из Торонто мы компенсировали быстрым проездом границы и в нужное время, сэкономив по дороге час времени на разнице поясов, прибыли в Чикаго. Моросил дождь, но это нам не помешало погулять по даунтауну и получить первую порцию чикагской атмосферы. Тем более, что за три года, прошедших с предыдущих "Встреч..." (а из нашей компании тогда приезжали в город только я и Роман) в центре Чикаго было многое переделано, построен Millennium Park с очень интересным фонтаном, зеркальным бобом, в котором отражаются все небоскребы одновременно, огромным амфитеатром и множеством других интересных вещей. Пожалуй, из всех городов северной Америки, где мне довелось побывать до сих пор, и изо всех увиденных даунтаунов чикагский - самый впечатляющий. Он совершенно не подавляет, не создает ощущения сплошной застройки, не создает впечатления однообразия. Сочетание современных и "древних" небоскребов создает совершенно другое впечатление, по сравнению со слишком однообразно-современным Торонто или слишком тесным Манхэттеном. А небоскребы действительно древние - некоторым под сотню лет.

Еще из впечатлений: куча невероятно удобных мелочей. Все указатели улиц на перекрестках и даже названия станций метро снабжены координатами в виде номеров домов, которые начинаются от этой точки (в абсолютном отступе от центра координат), подземные стоянки под Миллениум-парком размечены не только сухими цифрами и буквами, но и легко запоминающимися характерными пиктограммами. Везде полно стендов и информации. Хотя с другой стороны, в первый же вечер мы долго простояли на одном светофоре - не могли пересечь Мичиган Авеню на зеленый свет. Честно говоря, этого я так и не понял - у меня зеленый на проезд прямо, а слева через мою полосу поворачивает сплошной поток машин, вовсе не думая останавливаться. Пришлось протискиваться силой.

Короче говоря, погуляв по городу пару часов, испив кофею, пофотографировав блестящие от черного дождя достопримечательности и повоевав с чикагскими светофорами мы поехали в отель. Бершадские жили на дому у Димы и Софы Штейнбергов, а мы были в числе тех удачливых участников фестиваля, которые успели забукать себе комнату в фиолетовом отеле до того, как любители мопсов и участники гейской конференции заполнили отель до конца. Конечно, этот фестиваль нанес нашему семейному бюджету несколько больший ущерб, чем все предыдущие - отель, даже с хорошей скидкой, стоил заметных денег, но зато это был нормальный (даже, наверное, хороший) отель, да и играть в том же месте, где живешь - это большая экономия сил и времени.

Как только мы зашли в гостиницу и подошли к стойке, на меня напал главный чикагский конкурсовед и конкурсодел Павел Лейдерман и, едва поздоровавшись... задал мне первый вопрос фестиваля. Вопрос касался некоторых тонкостей написания бескрылок. Но после нескольких минут моих бесплодных попыток одновременного общения с Пашей и молодой симпатичной рецепционисткой (или как они там называются по-русски?) мне пришлось сделать нелегкий выбор в пользу молодости, красоты и желания поскорее загрузиться в комнату. А вопрос с бескрылкой мы с Пашей обсудили позднее. Кстати говоря, бескрылки были очень симпатичными и приятными для разгадывания, даже безотносительно того факта, что нашей команде удалось конкурс бескрылок выиграть. Спасибо Павлу.

Загрузившись в номер, переодевшись и спустившись вниз, мы, собственно говоря, как раз попали на самое начало вечерней развлекательной программы. Программа была вполне себе развлекательная, она нас даже немного развлекла и отвлекла от грустных мыслей о далекой родине. Мы даже выиграли что-то там и благополучно разошлись и разъехались по своим углам. Длинная дорога, три тура ЧГК на следующий день и совесть не позволили нам как следует погудеть.


Там, день второй.

Завтраки в этой гостинице - это что-то. Это, конечно, никоим образом не упрек организаторам - что есть, то и есть (точнее, невозможно есть), но единственное их преимущество заключалось в бесплатности. Правда это выяснилось только при выписке из гостиницы, но даже апостериори я не жалею, что в остальные два дня мы завтракали отличными свежими бейгеле с разными вкусностями и красной рыбой и неплохим кофе в "New York Bagel" на ближайшем углу.

После завтрака мы своей командой, впятером успели даже немного потренироваться и немного подготовиться к игре. Но все равно, в первом туре выступили слабовато - сказалась определенная несыгранность и незнание капитаном, Сашей Копылевым, что от кого ждать. Я играл с Сашей пару раз на тренировках, но в реальной игре, кажется, впервые. Получил удовольствие и подтвердил свое впечатление, ранее составленное из наблюдений со стороны, что Саша по своей игровой роли именно капитан, и капитан неплохой. Хотя иногда и заметно, что Саше не хватает и игрового, и капитанского опыта. Остальные друг с другом играли и раньше, но все равно, время на притирку потребовалось. В общем говоря, у нас даже пошла, причем почти с самого начала, командная игра - несколько вопросов мы аккуратно, даже красиво раскрутили. Хотя надо сказать, что играть между "Субботой, 13-e" и "Почти Соседями" - это занятие, требующее крепких нервов. Когда через пару секунд после произнесения ведущим слова время, ты слышишь в стереозвучании: "Да! Да! Точно! Это оно! Пиши!" - то заставить себя обсуждать довольно сложно. Но тем приятнее, иногда, написав ответ, посмотреть направо или налево и убедиться, что там пока все еще чешут репы... Никакой пользы из сидения рядом с монстрами извлечь нельзя: версии они очень профессионально выкрикивают ровно таким шепотом, чтобы долетало только до своих. Один раз я услышал версию Романа Кацыва, не подслушивая специально, естественно, но она оказалась, к сожалению неверной, хотя и высказанной очень уверенно. А на вопрос тот не ответили ни "Соседи", ни мы.

В целом, вопросы турнира понравились. Были, конечно, ляпы, было несколько таких, в логику которых невозможно проникнуть даже читая авторские комментарии, но в целом - хороший профессиональный пакет, вполне соответствующий и уровню и месту турнира. Правда, большинство не самых удачных вопросов принадлежало, как оказывалось при оглашении ответа, одному и тому же автору :)

В первом перерыве были бескрылки. Очень симпатичные, как я уже говорил. Мы еще потеряли минут 5, не заметив, что задания уже розданы. Зато когда сели, то довольно быстро расщелкали 9 из 13, включая двукрылку. А ту бескрылку из-за которой Паша в первый вечер не давал мне общаться с рецепциониской, как раз не взяли. А жаль, бескрылка была украшением пакета. За победу в конкурсе нам долго не давали никакого приза и мы даже стали угрожать главному чикагскому президенту и организатору Юлику Клебану, что напишем плохой отчет о фестивале, но в конце концов, приз нам в последний вечер дали - фильм "Идиот" на 4-х DVD. Наверное, с намеком.

После второго тура был назначен обед и мы поехали наобум, выбрав направление, искать что-то. Нашли, хотя и не самое удачное: судя по рассказам коллег, нам повезло меньше, чем им, но насытиться удалось. Так что в третьем туре нам это даже помогло показать лучший для себя из всех туров результат.

Другие представители нашего города тоже играли неплохо. Вообще, от Торонто в этот раз была довольно представительная делегация. Две команды были полностью торонтскими - наша "Вутка" (вы представляете, есть молодежь, которая не знает выражения "Вумный, как вутка") и команда "Северный Округ", в которой играли Женя Амельченков, капитан "Полбеды", Алекс Маликов из той же команды, Газиз Нугманов из "Sans Nom" и Иван Юшин из "Ума Палаты №6". С ними играли еще двое чикагцев, не кто - я не знаю. Сыграли они кстати, очень неплохо, перед финальным туром деля с нами 6-7 места и только в финале мы их обошли на 2 очка.

Кроме этого трое Бершадских/Езерских играли за "Платона". А перед самым началом 1 тура прибежали приехавшие на автобусах своим ходом Дима Ширнин и Ксения Троян из "КВН". Ребята, понятно, хотели играть вместе, но в этот момент и у нас, и у "Северного округа" за столами было по пять игроков и мы, естественно, тут же пригласили их сесть по одному за наши столы. Но юношеский максимализм взял верх и юные максималисты со свойственным им юношеским максимализмом ушли куда-то на галерку играть за команду "Галерка".

После третьего тура начался отбор Своей игры.  С парным свояком в Чикаго у меня связаны приятные (в основном, по впечатлениям и немножко по результатам) воспоминания трехлетней давности. Так что играть я хотел, но не знал, с кем. Поэтому, когда я узнал, что Саша Езерская еще не занята и ни с кем в паре не играет, то сразу начал ее склонять к этому интересному занятию. Немножко пококетничав, как и полагается молодой симпатичной женщине, Саша согласилась. Это было, кстати, еще во время пятничных посиделок и, опасаясь, что нам не хватит места в турнирной сетке, я тогда сразу же подошел к ведущему "Своей Игры", калифорнийцу Илье Манделю и записался. Как оказалось впоследствии, мы были первыми из записавшихся на СИ.

Самому себе, как игроку в "свояк", я цену хорошо знаю - как правило, прохожу первый круг, занимая места выше середины таблицы, и не угрожая лидерам - не хватает скорости реакции, да и явные пробелы в знаниях по истории, кинематографу, современной литературе тоже сказываются. А Саша Езерская - очень неплохой игрок в СИ, хотя и неопытный (да мы, собственно в Торонто, почти все неопытны, только начинаем проводить турниры), при этом Саша - отличный интуит с хорошей реакцией, не говоря уже о эрудиции. К тому же у нас с ней достаточно разные области знаний. Так, кстати говоря и было: Саша отвечала на вопросы, которые для меня были темным лесом.

Короче, я даже имел основания рассчитывать на неплохой результат. В первом туре нашими основными соперниками, судя по счету, были Римма Ионтель со Львом Горенштейном. Они вели почти всю игру, мы сравняли на последней теме, после чего на 50 очков был задан вопрос про переводчицу Нору Галь, о которой был один из вопросов Кубка Провинций - турнира, в подготовке которого я принимаю участие и который состоялся на неделю позже Чикагского фестиваля. Так что я спокойно дослушал Илью Манделя до конца вопроса и дал ответ. Помню, даже успел подумать, не засвечивает ли этот вопрос свояка нам вопрос на КуПр.

В треть-финале у нас были более серьезные и опытные соперники Рома Кацыв и Константин Бриф. Нас, конечно, не считали серьезными соперниками фаворитам, но думается, что шансы у нас были: попасть на пару-тройку удачных тем, избежать "минуса", а там уже все может быть - стол ровный, а кнопка круглая. Да и не всегда же фавориты выигрывают. Но - не удалось. Тут нас, как раз, и подвела неопытность: уж сколько раз говорил себе, что "своя" тема или нет, узнать можно только в конце ее, а не по названию. И нельзя, услышав обещающее название темы, менять свой подход к нажатию на кнопку...  Но, в общем итоге, игрой и Саша, и я остались довольны.

Вечернюю программу мы с Аленой решили пропустить и в обществе Саши Копылева снова отправились бродить в downtown. Неплохо погуляли, выпили неплохого местного пива в неплохом местном баре. Хотя, ознакомившись с местным меню я понял, что это не главная чикагская аттракция. Там даже нет "начос"! А Оля и Артур Иоффины за это время успели бесплатно зайти в Misic Hall и послушать Даниеля Баренбойма - лучшего пианиста среди дирижеров и лучшего дирижера среди пианистов. Все трое остались довольны. К нашему возвращению в отель всевозможные супер-игры, в которых Торонто представляла Саша Езерская, и прочие мероприятия для зрителей уже закончились и народ стал расходиться.

Впрочем, как оказалось позднее, на этом вечер не кончился. Не успел я опустошить батарею на своем ноутбуке (а обещанный "fast internet in every room" в фиолетовом отеле на поверку оказался wireless сетью, доступной только в лобби на первом этаже) и собраться идти спать к себе в номер, как в отель завалились "Суббота, 13-e" и "Тормоза", вернувшиеся из ресторана, и продефилировали наверх - кто-то спать, а кто-то развлекаться дальше.  Зазывали развлекаться и меня и мой голос совести даже был достаточно громким, чтобы поначалу отказаться. Но, войдя к себе в 509-й, я осознал, что взрывы смеха и бессвязные крики доносятся как раз из соседнего 507-го. И хорошо спать будет только моя жена, которая уже заснула и всего этого не слышит.

Стало понятно, что засыпать в своем номере под "громкое мычание и дружеское ржание" в номере соседнем - это преступление если не против человечества, то во всяком случае против здравого смысла и я пошел туда сдаваться. Пригодилась и бутылочка красного, на всякий случай прикупленная днем...

В 507-м оказались пало-альтовские "Тормоза" почти в полном составе, а также примкнувшие к ним нью-йоркки (или нью-йорчицы? как вообще правильно назвать нью-йоркцев женскага полу?) Ира Новак и Римма Ионтель. И в этом приятном обществе мы еще общались и пили часов эдак до трех. Я пришел, как выяснилось, в разгар обсуждения, что же делать дальше. Предложения играть в преферанс, в чехарду, в дочки-матери на деньги, и просто пить без всяких игр были по очереди рассмотрены и отвергнуты. В итоге привычными движениями достали и разложили брейн-систему, привычно достали пачку с заботливо распечатанными темами для свояка и привычно развлекались. Не знаю, оказался ли я просто наибольшим тормозом в комнате, или голова, затуманенная винными парами и впечатлениями за целый день, стала потихоньку отказывать, но я в итоге занял последнее место, уйдя в минус. Никакого уважения к старикам у нынешней молодежи...


День третий, все еще там.

Утро воскресенья у нас было свободное - еще накануне беспомощный Юлик капитулировал под неудержимым напором Оли Иоффиной и передвинул в расписании финальный тур ЧГК на три часа дня. Правда, запланированный нами очередной поход в downtown (надо же было его хоть раз увидеть при дневном свете) оказался несколько затруднен Чикагским марафоном, который проходил там в этот день. Знающие люди объясняли нам, что проехать и запарковать машину там будет невозможно и что мы застрянем там, как Винни в дверях у Кролика. Альтернативой было поехать на сабвее. С другой стороны, те же знающие люди пророчествовали, что далеко не на каждой park-n-ride стоянке можно безопасно оставить машину. А у некоторых из нас еще оказались свежи в памяти радостные минуты встречи с марафонками в Бостоне 2 года назад. После долгих дискуссий мы все-таки выбрали сабвей, в том числе и потому, что захотели на нем прокатиться. На этот раз нас было шестеро - весь наш минивэн плюс Саша Копылев.

Доехали до парковки, я поставил машину на одну из свободных стоянок, а пока закрывал двери и собирал сумку с фотокамерой, ребята пошли платить. Вдруг возвращаются - узнать номер нашей стоянки. Надо же, думаю, какая здесь продвинутая система - даже печатает билетики с номером стоянки. "Продвинутая система" оказалась большим плоским железным ящиком с написанными на нем номерами - по количеству стояночных мест. Рядом с каждым номером - щель для монеток и еще одна маленькая овальная дырочка. Внизу - инструкция, для верности продублированная словами и рисунками: как складывать долларовую бумажку в длинную плотную трубочку и как пропихивать эту трубочку в овальную дырочку с помощью ключа. Потрясающая система! Хотя, насмехались мы над этой системой, не очень долго. Не исключено, - мы обсудили это уже позже, едучи в поезде, - что если бы система действительно была продвинутая, электронная и навороченная, то вкладывать в нее надо было бы не 2 бумажки, а одну, но пятидолларовую, скорее всего.

Сабвей-надземка производит впечатление, конечно. Хотя не сомневаюсь, что после недели регулярных поездок на таком транспорте, в Чикаго ли, в Бруклине ли, перестаешь замечать стены домов с окнами спален, проплывающие на расстоянии 20 сантиметров от поезда. Наверное, когда каменщики клали кирпичи в эти стены, им надо было быть осторожными и держать руки внутри периметра строящегося дома, а перед тем как собрать избыток раствора с наружной части стены, надо было посмотреть направо и налево. Но с другой стороны, строить и обслуживать такую надземку явно дешевле, а в условиях уже существующей городской инфраструктуры, наверное, иногда, это единственное возможное решение. И даже дома и квартиры рядом с надземкой, те самые, окно в окно - это совсем не обязательно плохо. Зато они дешевле, что на определенном этапе жизненного пути бывает вполне немаловажно.

Марафонцев, кстати, мы видели. Последних, одиноких. Но помимо марафонцев, наш план был полюбоваться на город сверху. Знающие люди научили Бершадских, что идти надо вовсе не на Sears Tower, который хоть и самый высокий небоскреб, но далеко от берега, да и дороговато. А вместо этого, на John Hancock Center (875 N. Michigan Ave), втором или третьем по высоте здании в Чикаго, есть своя обсерватория, дешевле, а кроме обсерватории есть и просто бар на 96-м этаже, где можно посидеть у окна с коктейлем (то есть за те же деньги еще и коктейль или кофе). А если не хочется ничего платить (коктейли там раза в 2-3 дороже, чем в нормальном кафе), то можно и просто так посмотреть из окошка. Больше всех повезло женщинам: из женского туалета (по слухам, я не проверял) этого бара открывается самый красивый вид. Мы даже отрядили Сашу в поход туда с фотокамерой. Вид впечатляет (даже и не из туалета).

Обратно, от башни к метро мы уже шли не прогулочным шагом, а почти бегом - время поджимало. Впрочем, мы не особенно беспокоились, потому что все главные призы фестиваля с вечера находились у нас с Аленой в номере, куда их сложили на хранение. Всем кто к нам заходил, я небрежно отвечал, мол, навыигрывал призов, девать некуда... Так и оказалось - без нас не начали.

Игра у нас в начале пошла неплохо - мы взяли 5 вопросов подряд (больше даже чем будущие победители), но в итоге закончили со "своими" 7 очками, хотя должны были брать еще 2 или 3. А по сумме всех 4 туров мы вышли на вполне почетное 6 место, возглавив "пелетон". Победу же, как ожидалось, одержала "Суббота, 13-е", опередив на 5 очков поделившие 2 и 3 места "Тормоза" и "Почти Соседей". По рейтингу серебро вручили одной из этих команд, а потом, как я слышал, выяснилось, что рейтинг посчитали неправильно и серебро должно было быть у той команды, которой вручили бронзу. В результате, команды обменялись половиной из полученных медалей и сочли сами себя поделившими 2-3 места. С точки зрения учета их результата в рейтинге это действительно не имеет значения. Мои поздравления всем победителям. Бершадские/Езерские в составе "Платона" не дотянули до призового места всего одного очка.

На развлекательную программу после этого мы снова не остались - в наших планах было пойти в какой-нибудь jazz-клуб. Обследование всевозможных вариантов с помощью интернета и аборигенов в лице Димы и Софы Штейнбергов дало немного - либо программа начиналась слишком рано, либо слишком поздно, либо cover price был слишком высоким. Решили сначала обедать: Дима завез нас в местный Ресторан Gulliver's - очень симпатичное место, рекомендую. Вкусно и не очень дорого (по американским меркам, конечно). Ресторан существует уже очень долгое время и антураж соответствующий - куча древностей и псевдо-древностей, очень много кича, причем с намерением собранного в переизбытке, витражи, статуэтки, множество ламп - домашних люстр из тех, что продают на garage sales, с желтоватыми, коричневатыми и тому подобными бледнолицыми абажурами, в которые вставлены очень слабые, ватт 10-15, лампочки и все это на фоне стен из темного лакированного дерева. Настроение создает. И даже попытка обсчитать нас на 2 оленя не испортила впечатления от ресторана, из которого мы вывалились весьма довольные жизнью и сопутствующими этой жизни съедобностями.

В этот момент, стоя с бессмысленными улыбками за дверями ресторана, мы, должен признаться, чуть не смалодушничали - наша неутоленная любовь к джазу вступила в тяжелую неравную борьбу с сытыми желудками. И, признаюсь, любовь одержала победу по очкам, далеко не нокаутом.

Единственное место, которое мы надыбали перед обедом на интернете, был так называемый Piano Club "Red Head". Рыжая голова на вывеске и на баннере веб-сайта выглядела весьма заманчиво. Приехав на место, мы выяснили, что клуб с некоторыми прибамбасами и полуспортивный прикид не подходит, кроссовки внутрь не пускают. Нас было, в общей сложности, 8 человек и двоим пришлось переодеваться. У Артура Иоффина нашлось все, что нужно, в багажнике машины, а вот Дине, мичиганской подружке Бершадских, пришлось надеть ботинки из запасников пиано-клуба. Оставалось лишь узнать, стоило ли содержание этих усилий? Нам сказали, что у пианиста антракт, он "щас будет" и предложили что-то себе заказать. Но Рома очень благоразумно дал им понять, что мы сперва немного послушаем, и только потом, если понравится, закажем. Несколько мест там сделаны вокруг инструмента, который встроен как бы прямо в барную стожку, но мы сидели далековато от пианино. Пианист пришел и стал играть и петь. Что-то заунывное в манере Элтона Джона, но по уровню исполнения ему далеко даже до ван Клиберна (я имею в виду пение) и до ван Бастена (в игре на фортоплясах). К тому же качество звука из слабенького динамика над нашим столиком ну никак не напоминало обещанное live piano. Короче, мы даже не стали дожидаться второй песни. Сдали динины ботинки и ушли в осень, в темноту, в небытие: гулять по улицам - значит, не судьба нам была с джазом.

Но судьба нам в тот вечер, все-таки, была. Буквально через несколько улиц Саша увидела в стороне мигающую вывеску jazz-клуба Andy's. Их сайт мы на интернете видели, но забраковали, потому что там с 6 до 9 был какой-то благотворительный концерт и на него мы явно не успевали. Но оказалось, что музыка внутри есть, а проведя короткие переговоры с толстой теткой на входе, мы выяснили, что это просто jam session. И даже после этого, не будучи уверенными, что счастье так близко и так дешево ($5 с рыла толстой тетке), мы еще колебались - зайти или гулять дальше. Сомнения решила, как всегда, Оля - толстая тетка получила свои заветные доллары, а мы зашли внутрь.

Надо сказать, что я, в сущности, пошел в джаз-клуб за компанию. Вроде как, зачем идти слушать джаз в Чикаго, когда все то же самое можно услышать в Торонто. Я еще понимаю, если бы речь шла о допотопном Новом Орлеане. Но уже побывав там, вижу, что был не прав, такие клубы, как Andy's - это часть городского духа (и его души). Отличный клуб: атмосфера, антураж, интерьер со старыми афишами, отличная акустика и звукоусилительная система: благодаря ей было слышно все, в любом месте клуба, но именно так, как должна звучать живая банда. Сравнивать с убогим звуком предыдущего клуба даже смешно. Ну и исполнители. За те полтора примерно часа, что мы провели в этом заведении, состав исполнителей постепенно сменился полностью. И каждый, кто входил, казалось, еще улучшал общее звучание. Какие типажи! Какой шарм и какое чувство! Не знаю, профессионалы ли все они, думаю, что даже если кто-то из них зарабатывает музыкой, там они играли исключительно для своего удовольствия. Некоторые, отыграв, возвращались в зал, за свой столик, к своему бокалу вина. Одна из исполнительниц, пианистка и певица, которая нам особенно понравилась, потом вышла из зала на улицу одновременно с нами в компании своих спутников. Женщина, лет 55, наверное, приятной наружности, седина в волосах, стройная, одетая со вкусом, но без всякой претензии, она широко улыбалась, ее глаза продолжали даже на улице гореть тем же огнем, что мы видели и слышали, когда она пела. Наверное, все-таки, джаз уникален в этой своей возможности создавать для исполнителей бесконечное поле для вариаций и импровизаций, вбирая в себя индивидуальность каждого из них и создавая неповторимую смесь звуков с каждой новой мелодией и каждой новой аранжировкой. Такого нет ни в симфонической музыке, ни в роке, ни даже в блюзе.

Вообще-то, перефразируя Дину Рубину, могу про себя сказать, что я "не любовник джаза" - много раз пытался слушать, и едучи в машине, и в одиночестве на хорошей акустике, и через наушники на прогулке, и фоном во время приятной беседы - не то. Через короткое время, как бы ни был хорош исполнитель, хочется "сменить пластинку".  А вот в клубе, живой джаз - как будто другой мир. А какой чудный немецкий рислинг мы себе там заказали. Не хуже самого джаза.


День четвертый, обратно

Сказать честно, джаз в центре Чикаго, наверное, остался бы самым ярким пятном в этой поездке (не считая, конечно, шляпы Юлика Клебана :-) если бы в последний день мы не попали сперва на кораблик, а затем - в чикагский музей искусств. В последний день мы решили быть дисциплинированными и успеть на первый же рейс по реке и озеру. Касательно катания на корабликах и тому подобных "стандартных развлечений", таких как экскурсионные автобусы курсирующие по центру города, или катания по городу на каретах, есть разные мнения. Мы, как правило, стараемся таких вещей избегать. Но есть города, в которых это делать нужно. Из перечисленного, на экскурсионных автобусах обязательно надо ездить по Барселоне, и ни в коем случае не по Лондону, на лошадях - по Севилье, но ни в коем случае не по Вене, а на корабликах по реке и озеру - в Чикаго.

Мы приехали в центр и запарковались очень аккуратно и вовремя. Народ, купивший билеты еще перед нами, сидел на лавочках и бордюрах, а я, зная, что когда подойдет кораблик, всех будут запускать через специальный коридорчик, быстро встал в самое его начало. Там, собственно говоря, было написано, где стоять, но группа немцев, составлявшая основную толпу на причале, была, как видно, не в настроении читать английские надписи. В результате, мы впятером стояли первыми в очереди и заняли лучшие места на корме слева - нам никто впоследствии не загораживал обзор с двух сторон. В последний момент к нам присоединились торонтцы из другой машины - Саша Копылев и сборная Северного Округа, а потом еще двое нью-йоркцев, но у них таких удобных мест уже не было. Несмотря на ранний час, Германо Туристо, Облико Аморале заполонили собой всю палубу и бодро делились впечатлениями: "Ja, ja, das ist fantastisch!"

После кораблика все кроме нас, бодренько убежали к своим машинам. Знаю, что Торонтяне приехали домой к 11 вечера. Это хорошо, конечно, но так жалко было второй раз уезжать из Чикаго не зайдя в Chicago Art Institute. У меня не было какого-то определенного представления о нем заранее. Слышал пару отзывов, очень хороших, смутно помнилось, что довольно часто встречал название этого музея под иллюстрациями в разных художественных альбомах, в подписях к картинам на разных временных экспозициях. Но не было у меня устойчивого понятия об этой галерее, как о музее из первого ряда мировых художественных коллекций. Не было такого восприятия названия галереи, какое есть например от Прадо, Уффици, Метрополитэн, Эрмитажа, Лувра, Д'Орсэ или Цвингера. Написал вот, и подумал, что не последнюю роль в этом, возможно играет тот факт, что у Чикагского музея нет короткого яркого запоминающегося названия. Спроси меня месяц назад, куда бы я хотел попасть в первую очередь - в ту же Уффици или в Чи-каг-ский Ин-сти-тут Ис-кус-с-т-в? Я еще не был ни там, ни там, но несомненно, ответил бы Уффици. А Бершадские как раз были там буквально за 3 недели до Чикаго. Нет, конечно, в Уффици и сейчас хочется, и полотна там, несомненно, великолепные, но вот что написал Роман в своем ЖЖ о Чикагском музее: "Большая, чудесная и отлично оформленная коллекция. Причем не одна-две картины каждого из известных художников, как нередко бывает, а много, иногда десятки, включая знаменитые шедевры! Продуманная экспозиция, дающая отличное представление о каждом стиле и эпохе, идеальный свет: полное отсутствие бликов и невидимые стекла (где есть)... Галерея Уффици - учитесь! Стыд и позор у вас, а не свет! Отдайте венеру Ботичелли чикагскому музею, тогда не ней хоть что-то можно будет рассмотреть! "Небликующее" стекло можете оставить себе... Люди, посетите этот музей - это незабываемо". И должен сказать, что восхищение Романа я вполне разделяю.

Совершенно неожиданным и непривычным для меня оказался отход от принципа размещения картин по художникам - обычно все музеи вешают всех Пикассо вместе, всех Дега, всех Эль Греко вместе, и т.д. Сами художники, как бы, располагаются в более менее хронологической последовательности друг относительно друга и внутри зала обычно их картины идут по времени их создания, но ведь не все они, как Модильяни, умерли в относительно молодом возрасте. Да и то в его творчестве прослеживается куча периодов. А что говорить о Пикассо или о Матиссе, проживших и переживших кучу эпох в искусстве? В Чикаго картины висят по времени, они подобраны друг к другу, как осколки одного и того же огромного витража, как кусочки некоего паззла, задуманного и исполненного огромным, но единым коллективом. Не сомневаюсь, что если стоять и  рассматривать картины в одном зале, то можно увидеть, как Дега этого периода влиял на Моне этого же периода, или как Сурбаран соревновался с Эль Греко. В одном зале видишь две картины того же Пикассо и воспринимаешь его вместе с картинами, висящими по соседству, а в другом зале, через 3 или 4 от первого, видишь еще несколько Пикассо и у тебя уже складывается к тому времени совсем другое настроение для его восприятия. Здорово! Очень жаль, что времени у нас было катастрофически мало. И даже махнув рукой на позднее время и отложив отъезд еще на час мы все равно были вынуждены через многие залы бежать чуть ли не вприпрыжку.

Мы совершенно не ходили в другие отделы музея, там где всякие древности, неевропейское искусство, и т.п. Пожалуй, это первый раз, когда после осмотра художественной части коллекции мне так сильно захотелось пойти и в другие залы. И во всяком случае могу с уверенностью сказать, что этот музей несомненно из тех, что пропускать нельзя.

Ну вот, пожалуй, и все. Дорога домой принесла еще два приятных впечатления - оба гастрономического плана. Сперва мы очень удачно остановились поесть в Texas Corral - весьма приличном стейк-хаусе, с неплохими (для придорожного ресторана в Мичигане) стейками, гигантскими порциями напитков, подаваемых в банках (натуральные банки, примерно литровые, с резьбой, как из-под соленых огурцов) и орешками арахис, скорлупу от которых полагается бросать на пол. Мой стейк, правда, оказался medium well с одной стороны и medium с другой, но даже это было не критично, потому что вкусный он был с обоих концов. Да к тому же у них по понедельникам пинта весьма приличного, опять же, бочкового пива стоит 50 центов.

Второе впечатление: как, оказалось, мы все слегка оканадились за последнее время - начали с нетерпением высматривать Tim Hortons (это такая канадская сеть fast food, но без гамбургеров) сразу после пересечения границы и деловито обсуждать кто какой маффин (кекс) или донат (пончик) возьмет. Все равно было уже очень поздно, и торопиться куда-то было бессмысленно...


Критика

Она, на самом деле, сводится к двум очень мелким вещам и к одной очень серьезной претензии - все они касаются основного турнира.

Огорчили неудобные бумажки для ответов и необходимость писать на них название команды. Заниматься этим приходилось перед каждым туром, вместо того, чтобы сосредоточиться на игре. А напечатать их с названиями и номерами - дело совершенно пустяковое. Готовый файл в Ворде могу совершенно бесплатно предоставить устроителям любых фестивалей. Точнее, там два файла, один с табличкой, а другой со списком команд - их надо слегка поредактировать, потом напечатать одной командой "mail merge", скрепить и разрезать.

Позабавила также экселевская таблица для подсчета результатов, в левом нижнем углу которой гордо красовалось "ChGK Toronto Table". Я, конечно, только рад, что чикагцы воспользовались именно нашей табличкой - значит она показадась им удобнее других, коих в мире понаписано немеряно, но вот только у нас в туре играют 12 вопросов, а не 15, и я с самого начала первого тура с интересом ждал, что же сделает Дима Штейнберг, когда ему придется вносить в таблицу единички за 13-й вопрос. К чести Димы, он продемонстрировал быструю реакцию и умение работать с Экселем: нужное количество столбцов было оперативно добавлено, а в перерыве между турами Дима подправил и все остальные туры (и даже убрал Торонто из названия закладки), но, как видно, какой-то баг остался и в итоговой путанице с подсчетом рейтинга 2 и 3 мест и вручением медалей "наоборот", это сыграло свою роль, я уверен. Не очень ясно, что помешало подготовить и отладить таблицу заранее.

Но обе этих веши, повторюсь - сущие пустяки и не повлияли на общее положительное впечатление о фестивале, а серьезная претензия - одна: чтение вопросов основного конкурса. Я знаю, что Юлий Клебан прекрасно умеет читать вопросы: четко, с хорошими, почти артистическими интонациями, в нужном темпе, без отсебятины и ошибок. Сам слышал такое 3 года назад в Супер-игре для зрителей в зале университета Loyola. Кстати, я даже писал об этом в моем тогдашнем отчете. Но сейчас хочу сказать еще прямее: мы приезжаем на турниры для того, чтобы играть в ЧГК в первую очередь. Остальные конкурсы - приятное приложение к турниру ЧГК и хочется чтобы отношение у чтеца/ведущего к этому было соответствующее. В общей сложности - это 4 раза по 45 минут, т.е. 3 часа за весь фестиваль, в течение которых абсолютно ничего не должно отвлекать команды от игры, а ведущий должен, если хотите, быть машиной для подачи вопросного материала. До этого, после этого, во время "супер-игр", "игр избранных" и прочих игр для зрителей, во время конкурсов, разминок и иных пунктов произвольной программы и показательных выступлений можно и шутить, и отвлекаться, и даже специально сбивать команды с мысли и с игрового настроя, как это делал Владимир Ворошилов в своем шоу (например, с помощью музыкальной паузы или отвлекающих вопросов). Там это часть игры, в спортивном ЧГК - категорически нет! Во время тура каждое лишнее слово может изменить ход борьбы, особенно для двух команд, идущих близко друг к другу. И даже паузы между вопросами должны быть по возможности одинаковыми.

Я уж не говорю о том, что во время тура нельзя отвлекаться на оргвопросы и начинать вдруг сообщать командам, сколько стоит обед или по каким правилам пройдет конкурс. Апофеозом в Чикагском турнире стало совершенно неожиданное заявление Юлика после 7-го или 8-го вопроса финального (!) тура, что от Супер-игры, мол, остались неиспользованные хорошие вопросы и сейчас он будет задавать именно их, причем в таком же режиме, как в правилах этого развлекательного соревнования для зрителей: если на вопрос не ответит никто, то дается... подсказка (!). Как предполагалось учитывать повторные ответы после подсказки? Как такой "сюжет" соотносится с правилами спортивного ЧГК и учетом результатов в рейтинге (что, быть может, важно и не для всех, но для многих)? Да и как вообще можно менять правила на ходу, даже если изменение было бы супер-дупер-пупер-логичное и правильное? В результате, после множества возмущенных возгласов из зала (включая мои) Юлик от этой странной идеи отказался, но на игровое настроение это все равно повлияло.

Кстати, еще один момент, связанный с изменениями в последний момент: очевидно, что раз вопросы из Супер-игры попали в финал, значит какие-то другие вопросы, для финала заготовленные, туда не попали, а значит ход финала изменился. У меня нет ни малейших сомнений в том, что Юлик, заменивший вопросы финала on the fly, не делал этого с целью изменить ход борьбы или, тем паче, помочь как-то некоторым командам в зале, но ведь de facto - так и получилось: для нашей команды замена оказалась явно невыгодной: у нас было 6 из 8 в финале и только 1 из оставшихся семи. Не знаю, каков бы был наш результат на вопросах той же редактуры. И не знаю, каков был бы результат наших соперников. Не знаю, остался ли бы пьедестал почета таким же, каким он в результате был.

Короче, очень жаль, что приходится писать об этой проблеме, рассказывая о фестивале, прочие впечатления о котором остались самые лучшие. Юлик, я понимаю, что этот фестиваль во многом - твое детище, и вести его - это и удовольствие, и компенсация за месяцы подготовки фестиваля и вложенные в это усилия. Но вести спортивный турнир нельзя в том же стиле, что и игру на зрителя или развлекательный конкурс. Очень хочется надеяться, что на следующих "Встречах..." ведение основного турнира будет соответствовать общепринятым требованиям. Другой вариант - пригласить отдельного ведущего именно для этих игр.

Надеюсь, что эти замечания будут восприняты конструктивно. :-)


Благодарности.

Прежде всего моей жене Алене за то, что поехала на этот раз со мной. Надеюсь что ей понравилось. Организаторам фестиваля - за всю беготню, головную боль, которую им пришлось испытывать и за очень душевный продукт, который в результате получился. Семейству Бершадских/Езерских за приятное время в дороге и в Чикаге. Саше Копылеву и семейству Иоффиных - за очень приятную игру в хорошей, спокойной компании. Всем, с кем мы проводили время за играми, конкурсами, прогулками по городу, едой и просто за приятной беседой - соответственно, за все перечисленное.

В Чикаго приедем еще. Но прежде всего - ближайшей весной в New-York...

Алекс Покрас
Торонто-Чикаго
Октябрь 2005