Спасибо, я уже отчаялся!

Отчет Алекса Покраса о фестивале "Бостонское Чаепитие - 2"
Бостон, 11-13 октября 2003

Все написанное ниже представляет собой мое личное мнение и не выражает позиции
команды, за которую я играл, или клуба, который я представляю.  А.П.


Словами, вынесенными в заголовок, любил отвечать один мой приятель на вопрос, не налить ли ему еще чашечку чая. После прошедших выходных я убедился, что в Бостоне живут особенно отчаянные люди...

Предисловие

Фестиваль-чемпионат в Калифорнии в начале 2003 года я пропустил - не сложились обстоятельства. Поэтому осеннего "Бостонского Чаепития" ожидал с особенным нетерпением. Тем более, что общаясь до этого эпизодически с Леной Клейнер и другими представителями Бостонского ЧГКшного света, составил себе о них самое приятное впечатление. Кроме того, и в самом Бостоне я ни разу не был, хотя много слышал и читал. Наконец, я очень люблю чай. Соответственно, вопрос "ехать или не ехать" даже особо и не рассматривался. А вот вопрос "с кем ехать" пришлось рассматривать отдельно, причем, как всегда, в самый последний момент. На этот раз меня пригласили к себе "Саша и Медведи", у которых неожиданно оказалось свободное место - не смогла поехать Инна Цирлина.

Рассказывать о Бостонском фестивале хочется только в превосходной степени и тем не менее, начну с того, что меня удивило и огорчило: относительно малое количество команд- участниц. Из Чикаго не было никого, с западного побережья, насколько я могу понять, - только вездесущий Илья Мандель и Виталий Колмановский с женой [Прим. Ильи Манделя: С западного побережья был еще Миша Уревич, обычно играющий за Пало-Алтовский "Нонсенс", а в этот раз присоединившийся к команде Эдит
"Легионеры"
], ни одного человека из недавно появившихся молодых североамериканских клубов. И из Торонтского клуба тоже приехали всего только 7 человек. И это несмотря на то, что на фестивали 2002 года от нас ездило вдвое больше народу, а Бостон, по сути, был единственным турниром на восточном побережье в этом году. Возможно, что совпадение турнира с канадским Thanksgiving day сыграло, наоборот, отрицательную роль - кто-то не захотел менять планы на последний long weekend лета. Другого объяснения я не вижу, ибо до Бостона от Торонто - те же 10 часов езды на машине, что и до Чикаго или Нью-Йорка. То есть, финансовые и временные соображения те же самые. Возможно, что кто-то остался не в полной мере доволен прошлыми фестивалями и решил из-за этого не ездить на этот, но тогда он проиграл вдвойне, ибо "Бостонское чаепитие - 2003", без всякого сомнения, лучший из фестивалей, в которых мне пока довелось поучаствовать, а по отзывам многих, имеющих больший, чем я фестивальный стаж, и лучший вообще из всех проведенных североамериканских фестивалей.

Итак, начнем по порядку...

Часть 1. Сборы, дорога и день первый

Каждому известно, что дела надо планировать заранее. Особенно поездки. Особенно если это происходит в Северной Америке. Но если не получается? Мои благие намерения все сделать и со всеми обо всем договориться заранее были в очередной раз безжалостно разрушены суровой торонтской реальностью. При том, что выезжать надо было в пятницу рано утром, последние звонки, переговоры и утрясывание деталей продолжались до позднего вечера в четверг, а спать удалось лечь только в 2 часа ночи. Забегая вперед, надо сказать, что ложиться раньше в последующие 3 дня тоже не удавалось. К тому же, съем минивэна за один день до длинного уикенда в Канаде оказался задачей хоть и решаемой, но вовсе не тривиальной. Искомый минивэн мы нашли, но все же столкнулись с проблемой оформления второго водителя - в агентстве Discount хотят видеть эту личность перед собой в момент оформления контракта, а наша личность, которую мы планировали использовать в этом качестве на пути в Бостон, находилась в Буффало. Я имею в виду Влада Зарайского. В итоге мы потеряли утром часа полтора в попытках как-то решить этот вопрос, а Влад всю дорогу рассуждал об упертых канадцах, которые почему-то так любят следовать глупым указаниям страховых компаний и не разрешают незастрахованным водителям ездить на съемной машине. К несчастью, автостраховочный бизнес - это наиболее мрачная и беспросветная часть канадской действительности и можно лишь позавидовать нашим южным соседям, которые, по слухам, платят сказочно низкие страховые премии и приглашают страховых агентов на свои свадьбы, крестины, бар-мицвы и обрезания. У нас - только на обрезание.

Впрочем, я отвлекся. Мы получили весьма удобный и просторный Ford Windstar. Хорошая машина. Наша модель была явно без особых примочек (именно такие и держат, как правило, в прокатных конторах), но имела очень комфортные кресла с полной регулировкой и надувной подушкой под спину - я совершенно не устал, проведя за рулем почти 12 часов и проехав более 900 км. Задние двери был электрическими и открывались кнопками, причем иногда кнопки работали, а иногда нет. Загадка кнопок была решена примерно в последний день соединением мыслительных способностей всей команды. Могучий мозговой штурм дал решение: чтобы кнопки открывания дверей заработали, надо поставить рычаг коробки скоростей в положение "паркинг". А мы пытались выпустить из машины пассажиров, просто притормозив у тротуара. Еще одна забавная особенность машины была в загадочной кнопке "Reset". Когда мы решили осторожно нажать на нее, текстовое табло на панели приборов вежливо сказало нам: "Close door to reset". Дверь и впрямь была открыта. Дальнейшие эксперименты с reset'ом были из осторожности отложены.

Дорога была несложной, пробок почти не было, только на канадско-американской границе, почему-то, была очень большая очередь из желающих ее пересечь. Из-за очереди на мосту мы снова потеряли некоторое время, но хотя бы пограничники сделали все быстро и где-то к часу дня мы подобрали в Буффало уже начавших терять терпение Сашу Ковальскую и Влада Зарайского. К семи часам вечера, как было запланировано заранее, мы в Бостон уже явно не успевали, поэтому ехали не торопясь и особых приключений по дороге не случилось. Приключения начались уже в Бостоне.

Поскольку до последнего времени, как я уже сказал, не было известно, кто с кем и как едет, то каждый из участников поездки посчитал своим долгом распечатать подробные инструкции насчет дороги. Так вот, ни одна из инструкций не оказалась безупречной в Бостоне. Каждая из них норовила послать нас по улице с односторонним движением, причем исключительно навстречу потоку. Иные упоминали улицы, названия которых мы так нигде и не увидели. По слухам, во второй машине, которая ехала из Торонто в Бостон, крутом джипе Nissan Murano, имелась говорящая GPS система - чудо навигационной мысли. Так вот, эта система тоже запиналась и начинала напевать революционные песни, путаясь в хитросплетениях бостонских лабиринтов. Приехав в Бостон, мы столкнулись с реалиями местной топографии сразу и немедленно. Съехав со скоростного шоссе строго в указанном месте, мы обнаружили, что повернуть на следующую по списку улицу нельзя. Наверное, это правильно. Бостонские гости должны сразу понять: так здесь живут. Скажите еще спасибо, что движение не левостороннее, даром что Англия там Новая. Кроме того, мы поняли, как неправы мы были, всячески черня и собача указатели улиц в тихом северном Торонто. У нас, как выяснилось, просто идеальная система, у каждой улицы не просто есть имя, но оно еще и совпадает с названием, написанным на табличке. Причем таблички эти у нас (тс-с! только не рассказывайте бостонцам) имеются на каждом перекрестке. Никакой смекалки не надо - только зоркий глаз и твердая рука. Полезно иметь компас. В Торонто. Но не в Бостоне. Компас в Бостоне не сможет нормально функционировать. И даже не потому, что они запихивают в землю кучу металла и бетона, называя это смешным словом Big Dig. И не потому, что вы не успеете следить за вращением стрелки. Просто шарниры, в которых крутится ось стрелки, расплавятся от сильного трения. А если стрелка вашего компаса плавает в масле, то масло вскипит - не сомневайтесь.

Счастье, что с нами были Саша и Влад, обладающие американскими, а не канадскими, как мы, мобильными телефонами. Они могли почти без ограничения звонить аборигенам и спрашивать дорогу. Но даже с их ЦУ, ОЦУ и ЕБЦУ нам долго еще не удавалось найти правильное место, и мы долго ездили взад и вперед по пустынной улице Arsenal, пугая запоздавших полицейских неожиданными разворотами и взрывами беспричинного смеха из глубин нашей машины. Но у каждого аттракциона есть конец: карусели останавливаются, стукающиеся автомобильчики перестают стукаться, а с американских горок (которые в Америке стыдливо называют русскими) сползают последние вагончики. Вот и мы благополучно причалили на стоянке близлежащего госпиталя и резвой рысью (насколько это позволяла канадская гордость) побежали кушать американскую пиццу, а также брататься и знакомиться с хозяевами. И пицца, и хозяева нам очень понравились, хотя они очень разноплановые и непохожие друг на друга.

Надо сказать, что тусовка первого вечера происходила на дому у Ильи Лапшина (капитана команды "Снарки") и Иры Осиповой. Во-первых, нам очень понравился их дом - на мой взгляд, Илья и Ирина продемонстрировали большой вкус и сумели практически идеально подобрать различные элементы дизайна, как дорогие, так и совсем простые, так что дом смотрится, что называется, с первого взгляда, но недостатки не находятся ни на второй взгляд, ни даже на третий. Во-вторых, нам очень понравилась и вся компания - на мой взгляд, хозяева продемонстрировали еще большую смелость, согласившись пустить эту ораву к себе в дом. Все-таки, большая группа даже очень воспитанных и интеллигентных слонов не может пройти по тропе к водопою, не вытоптав ее до основания. Впрочем, возможно, что дом спасло то, что водопой, а также едокорм находились тут же, рядом с пастбищем и местом для игрищ. Вытаптывать приходилось только лестницу на третий этаж, где находился кабинет задумчивости, который американцы так поэтично называют Restroom.

Игрища были импровизированные и не менее веселые, чем те, что были предложены нам в последующие дни. Состав их участников постоянно сменялся, поскольку вновь приезжающие занимали места отбывающих на постой. Лишь стойкие хозяева фестиваля раз за разом выбегали на улицу с телефоном в руке, чтобы дать новую порцию дорожных инструкций очередным любителям бостонского чая. Когда поток этих страждущих начал потихоньку иссякать, бутылки вина и бочки с пивом (не говоря уже о коробках с пиццей) стали создавать гулкое эхо при прикосновении, а разговоры в разных углах и игры посередине комнаты перешли в фазу вялотекущего полусонного бормотания, стало ясно, что пора разъезжаться по домам.

В нашей команде, которая к этому времени уже собралась в полном составе (Саша Пойзнер ехал в Бостон не с нами, а с Женей Соколовым из торонтской команды "Ума Палата №6" в его уже упомянутом выше Мурано), часть команды нашла пристанище у Саши Михайлова и Ани Мотовой. Саша, кстати, наряду с Леной Клейнер, был одним из главных действующих лиц фестиваля. Если Лену я бы назвал сердцем (или душой) всего фестиваля, то Саша был его мозгом. А может, и наоборот. И вообще, уйдя в подобные анатомические сравнения можно серьезно запутаться и ненароком обидеть кого-то. Мало ли есть разных органов. Но так или иначе, кто бы кем ни был и какую бы организационную работу не выполнял, мы всегда чувствовали что этот фестиваль проводится не для галочки, а для тех, кто в нем участвует. Спасибо за это всем, кто его провел!

Впрочем, я опять отвлекся. Переезд домой к Лене Клейнер и Диме Дрибинскому обдул холодным воздухом и новой, хотя и небольшой порцией адреналина от езды по бостонским улицам (отвезя полкоманды к Саше Михайлову я должен был возвращаться к месту сбора в одиночестве) и заставил нас снова проснуться. Когда мы приехали к месту спячки, и все поднялись в квартиру, то выяснилось, что она хотя и очень уютная, но не такая уж и большая - а судя по количеству людей, от которых я до турнира слышал "буду жить у Лены", я ожидал увидеть средних размеров казарму. Тем не менее, побродив по квартире взад и вперед еще пару часов, вся толпа довольно благополучно рассосалась по диванам, кушеткам, надувным матрацам и спальным мешкам. Мне сильно понравилось, что непритязательная молодежь предпочитает неудобные спальные мешки и оставляет самые хорошие матрасы людям с большим общественным (да и не только общественным) весом. Мне досталось самое удобное из наличествовавших спальных мест.

Примерно часам к 4 ночи я заснул под бледное мерцание экрана и мерный стук клавиш на ноутбуке неутомимого Бориса Вейцмана...

Часть 2. День второй и турнир ЧГК

... под стук клавиш того же ноутбука того же Вейцмана я и проснулся. Когда спит патриарх американского ЧГК и американской космической промышленности осталось для меня загадкой. За окном была суббота, на полу - кот, на столе завтрак с вкусными салатами, мягкими булочками и чаем. Это было не первое наше Бостонское чаепитие, но как и все остальные, оно чрезвычайно благоприятно подействовало. Не спрашивайте, на что.

Мы с Сашей Пойзнером сели в нашу машину (кстати говоря, гостеприимные до неприличия хозяева не только отдали мне лучший матрас, но и предоставили нам самую удобную парковку - единственную рядом с домом) и поехали за остальной частью нашей команды. Естественно, что хотя нам и нарисовали дорогу ручкой поверх карты и находилось это дело примерно в полутора километрах пути, мы проехали нужный поворот и долго разворачивались. Потом, уже с командой, поехали в MIT на место игры. Идея была в том, чтобы перед игрой посидеть где-то в парке и потренироваться. Но чем ближе (впрочем, я не уверен, что ближе) мы подъезжали к нужному месту, тем яснее становилось, что Бостонская топография и городское планирование не дадут нам насладиться тренировкой. Мы, кстати, предположили, что если в Бостоне где-то и есть памятник главному городскому планировщику, то никто не может этот памятник найти. Апофеозом первого дня были поиски парковки в окрестности игры. Но мы нашли.

В игровом зале, когда мы туда пришли, почти все уже было готово, да и до игры оставалось не так уж и много времени. Зал вполне уютный, в древнем, очень приятном кирпичном здании. Единственным недостатком зала, с нашей точки зрения, было то, что в ближайшей окрестности был только один туалет. Типа, отдельная кабинка - общая для всех полов. Натурально, в перерывах у нее собирались очереди и происходило оживленное общение. Кто-то спросил у дежурного мужика, сидевшего напротив входа, нет ли и другого туалета. Мужик неопределенно махнул рукой в другую сторону и сказал, что такой же туалет есть и во другом крыле. Но никто его найти не смог. Забегая вперед, скажу, что во последнем перерыве, очередной раз гуляя по зданию в поисках того "второго" туалета, я наткнулся-таки на один. Он был за дверью с надписью "205". Сильно подозреваю, что на самом деле это здание (или часть из его этажей) было общежитием, а найденный мною туалет №205 относился к какому-то из номеров в этом общежитии, потому что там был не только туалет, но и душ. Но двери были открыты, хозяина не было и когда мы вечером уходили из здания, мне рассказывали, что перед дверью 205 уже видели такую же оживленную толпу, как и рядом с основной дверью. Слухами земля полнится.

Все. Обещаю больше ничего про туалеты не рассказывать, а то еще подумаете про меня черт знает чего. Вернемся к игре. Готовясь к ней, мы подумали, что совсем забыли самоидентифицироваться. Нарисовали на скорую руку некий флаг, состоящий наполовину из канадского, наполовину из американского и стали искать, на чем его повесить. Тут оказалось, что Роман Бершадский захватил с собой фото-треногу и что эта тренога чудесно выполняет роль флагштока. Перед каждым туром мы торжественно поднимали флаг, крутя ручку, а после тура - не менее торжественно - опускали.

Турнир "Что? Где? Когда?" - главное событие фестиваля был подготовлен очень хорошо. Все начиналось вовремя, шло в соответствии с расписанием, Лена читала вопросы очень хорошо. Не помню уж и когда я был свидетелем того, чтобы никто из зала ни разу не закричал ведущему "пом-мед-дленнее пож-жалуйст-та, я зап-пис-сываю!" (или что-то вроде этого). Результаты подсчитывались более чем оперативно. Они даже почти в реальном времени отражались на большом экране с помощью проектора прямо с экрана компьютера (возможно, что это даже лишнее - слегка отвлекает).

С удовлетворением отмечаю, что мой плач Ярославны в предыдущих отчетах был, наконец, услышан (а может, и не мой, но это не важно). Количество вопросов в пакете достигло, по крайней мере, нормально минимального числа. 60 было бы еще лучше, но и 48 - это уже можно жить. У пакета было три отца - три редактора, которые, как я понял, независимо друг от друга подготовили три тура по 16 вопросов каждый. Первый тур был Леонида Климовича, второй - Александра Либера, а третий - Aлeксaндра Aндрoсoва. Первые два тура были очень хороши: буквально все невзятое было жалко, недоумение вызвал, по-моему, только один ответ, и была, кажется, только одна свечка. Возможно, что при ближайшем рассмотрении и можно придраться с лупой к какому-нибудь из вопросов, но вот так, навскидку, не вспоминается ничего. А это и требуется. Третий тур был немного похуже. Я даже слышал от кого-то слово "халтура", но я с ним не согласен. Думается, что так показалось только на фоне двух отличных первых туров. Перечитав вопросы третьего тура позже и проведя на них тренировку в Торонтском клубе, я лишь убедился, что первоначальное впечатление было не совсем верным. Да, чисто формально, из 16 вопросов третьего тура 5 были "нулевыми" (их взяли все или никто), а еще 2 или 3 были почти нулевыми. Проскочила в этот тур и пара свечек, как показалось нашей команде. Но все же пакет тоже был неплох, а 2-3 вопроса просто отличные. Из-за большого количества нулевых вопросов, на этом туре, фактически, уже невозможно было изменить результат после первых двух. Можно было только откатиться ниже в турнирной таблице, что, к сожалению, как раз нашей команде и удалось.

Трем командам удалось пройти турнирную дистанцию без особых срывов. Нью-йоркцы из "Субботы, 13-е" оказались сильнее всех, причем победили очень уверенно, несмотря на, казалось бы, минимальный итоговый отрыв от второго места. Команда Игоря Шпунгина захватила лидерство с самого начала и не упускала его до последнего вопроса. Со стороны создалось скорее впечатление того, что они на финише сбросили скорость, подобно уверенному в своей победе бегуну, чем впечатление упорной борьбы. Впрочем, Борис Вейцман и его вашингтонский "Задумчивый Жираф" едва ли согласятся со мной. Наверное, у них были шансы догнать лидера, но они их не использовали несмотря на наличие в составе лондонца Сергея Вакуленко и калифорнийца Ильи Манделя. Третье место, отстав, в свою очередь, на очко от "Жирафа", заняли хозяева турнира, команда "Бостон-6", капитаном которой был Саша Ретах, переехавший в Бостон недавно. Бостон-6 очень сильно сыграла во втором туре и, если бы не относительная неудача в первом, то поборолась бы и за победу.

Наша команда, "Саша и Медведи", играла в таком составе: само собой разумеется, буффальцы Саша Ковальская и Влад Зарайский - в ролях главной Саши и главного медведя. Остальные были из Торонто: Роман Бершадский и его жена Саша Езерская, а также в качестве легионеров Саша Пойзнер из команды "КВН" и ваш покорный слуга, представляющий команду "Вестимо". Сыграли мы неплохо, но без блеска. Заняли четвертое место, но были ближе к тому, чтобы нас догнали мощно спуртовавшие на финише Гигантские Дятлы, чем к тому, чтобы зацепиться за призовое место. Решающим для нас стал момент в середине 3-го тура, когда шансы на место в тройке еще были, мы не смогли ответить на вопрос, который за три секунды раскрутили почти до конца, а потом в течение минуты не могли точно вспомнить, кто же является автором одного известнейшего музыкального произведения, которого и надо было назвать в ответе. Такое состояние мне знакомо - очень редко, но случаются такие массовые затыки на элементарную информацию. Я знал, что когда ответ объявят, будет совершенно непонятно, как можно ошибиться с выбором, ведь искомое произведение вместе с фамилией автора уже давно составляют неразделимое целое, как, например, "Соловей" Алябьева или "Петрушка" Стравинского. И, тем не менее, и Влад со всей его эрудицией, и Роман, для которого музыка является одной из профессий, и я, который музыку неплохо знает и любит, и все остальные, тупо сидели минуту, глядя друг на друга, и решали - тот композитор или этот. В итоге, конечно, выбрали неверно, а все наши соперники на этот вопрос, разумеется, без труда ответили.

После этого стало ясно, что сегодня - не наш день и мы уже без особого куража доигрывали турнир до конца. По большому счету, никому из нас не удалось в этот день составить достойную компанию Владу, который является сильнейшим игроком своей команды, и, несомненно, одним из сильнейших во всем североамериканском ЧГК. Я играл с Владом за одним столом в первый раз и этот опыт оставил смешанные чувства. Похожие ощущения у меня были, когда однажды мне довелось играть в финале Чемпионата Израиля за одним столом с Ириной Морозовской из знаменитой одесской команды. С одной стороны - это большое количество ответов, данное лидером команды, зачастую на личной эрудиции, иногда даже полностью раскрученные в одиночку, и наблюдать за игрой такого игрока - просто удовольствие. Но с другой стороны, команда начинает "отключаться", надеяться на лидера, перестает серьезно работать за столом и когда оказывается, что какой-то вопрос лидер не берет, то включиться обратно в работу очень трудно. Пару раз я ловил себя на мысли, что Влад почему-то молчит, а мы смотрим на него и ждем, пока он что-то придумает. А ЧГК, как всем прекрасно известно, игра командная и один игрок, даже очень сильный, не может обыграть крепкую хорошо сыгранную команду. Забавно, что в том израильском финале мы тоже заняли ровно то же самое 4-е место.

Тем не менее, сказанное не означает, что я не получил удовольствия от игры. Напротив - было очень классно и я очень рад, что мне удалось сыграть серьезный турнир в такой приятной компании.

Теперь о конкурсах. Они проводились в течение вечера, какой за каким - я не запомнил, так что буду рассказывать без соблюдения хронологии, а как вспомнится.

Понравился географический конкурс, подготовленный Олегом Гольденштейном. Каждой команде раздали список примерно из 30 названий аэропортов, и надо было назвать города в которых эти аэропорты находятся. Победил в этом конкурсе знатный путешественник Сергей Вакуленко, хотя конкурс был и командным. По свидетельству задумчивых жирафов, почти на каждое название аэропорта Сергей мгновенно называл город, прибавляя: "Я там сидел". Ну, точнее не "сидел", а "садился". Тем не менее, команда "Бостон-6" тоже оказалась не лыком шита, и потребовалась перестрелка из пяти аэропортов, которую Сергей и выиграл у Саши Ретаха. Была также интересная эрудитка, подготовленная Владом Зарайским, но мы в ней не участвовали, поскольку Влад прочитал нам ее еще в машине, по дороге в Бостон, хотя мы и отказывались.

Музыкальный конкурс по гениальному рецепту чикагца Павла Ледермана на этот раз подготовил Саша Ретах. Единственная претензия к этому конкурсу - слишком короткий. Было всего 6 заданий, из которых 2 или 3 совсем простые, так что победа тут досталась тем, кому больше повезло с угадыванием пары сложных. Напомню, что в этом конкурсе каждое задание состоит из 4-х небольших музыкальных отрывков, три из которых объединены некоей общей темой. Задача состоит в том, чтобы правильно угадать эту тему (и получить за это очко) и указать, какой из 4-х отрывков лишний (еще одно очко). Музыкальный конкурс прошел и слегка забылся, но нам было суждено вспомнить его еще раз, уже поздно вечером, но об этом дальше.

Во всех конкурсах, кстати, почему-то неизменно побеждал "Задумчивый жираф". Наверное, у него была шея длинная. Хорошо, что на турнире не было команды "Танцующий бегемот", потому что в зале было множество чайников - каждой команде на стол поставили по маленькому чайничку, в котором лежал пакетик с заваркой, а на бумажке этого пакетика - название команды. Пустячок, а приятно, как говаривал тот же мой приятель, чья фраза вынесена в заголовок этого рассказа.

Когда турнир и конкурсы благополучно закончились, наступило время банкета. Банкетом в программе фестиваля был назван вечер субботы, но что нас там ожидает, мало кто не знал. Даже организаторы, похоже, не полностью отдавали себе отчет в этом. Некоторые из нас довольно долго сомневались, ехать ли туда или погулять по городу. Но потом объявили, что банкет будет происходить в танцевальном клубе на шестом этаже, и молодежь, чуя танцы и веселье, стала больше склоняться к банкету. В итоге, решили поехать, ибо на прогулки, теоретически, оставалось еще полтора дня.

Дорога к банкетному залу стала очередным испытанием наших навигаторских способностей. Вообще-то, ориентироваться в чужом городе с картой для меня обычно не составляет труда. Но Бостон - исключение. В машине у нас было обычно два штурмана - каждый из них смотрел на карту и высказывал свою версию того, куда ехать. Если версии совпадали, то мы туда ехали. Если нет - мы выбирали версию штурмана с более громким голосом. К тому же в центре города эти бостонские ребята сейчас строят два новых тоннеля, которые должны пройти крест-накрест по всем центром города и соединить собой все уже существующие тоннели (тот самый, уже упоминавшийся, Big Dig). Поэтому все везде перекопано, огорожено бетонными блоками, разрыто и переасфальтировано по несколько раз, так что понятие ровная дорога там отсутствует напрочь. Впрочем, честно сказать, бостонскую мэрию за то, что она этот проект протолкнула, нашла источники финансирования, и т.п. не уважать невозможно. Такие проекты очень часто не реализуются потому, что начавшего работу мэра редко награждают - пока работа идет, всем плохо и неудобно, не говоря уже о перерасходе средств и прочих прелестях, а будешь ли ты сидеть в муниципалитете, когда работа закончится и надо будет получать лавровые венки, никто не знает. А кому же хочется, чтобы лавры доставались другим?

Поискав некоторое время парковку, мы плюнули на все и заехали на платную стоянку. Каждое из "бесплатных" мест, которые мы находили, было обставлено кучей знаков с разными надписями. Понять эти надписи без поллитры невозможно, а поскольку пить в этот день нам еще не довелось, то мы решили судьбу не испытывать. Зато парковка была близко от банкетно-танцевального зала. Еда была заказана где-то и привезена на машинах. Очень, кстати, вкусная. Зальчик очень уютный, под самой крышей - туда даже надо было ехать на лифте только до 5-го этажа, а потом подниматься  по лестнице еще на один этаж.

По большому счету, эта сходка, наверное, и не претендовала бы на то, чтобы ее слишком подробно описывать: это был удачный, но довольно обычный коктейль из хорошего общения, новых анекдотов, вкусной еды и танцев для желающих. Но одно из событий вечера превратило его в совсем необычный. Видели ли вы когда-нибудь танцы под пятую симфонию Бетховена? А под гимн США? А под музыкальную заставку к передаче "Международная панорама"? Когда в разгар танцулек Саша Ретах вдруг взял микрофон и сказал: "Меня тут попросили поставить музыкальный конкурс", я еще, помню, подумал: "Интересно, они что, танцевать под него собираются?" Оказалось - да. По-моему, никто из тех, кто до этого момента танцевал, не отошел в сторону. Наоборот, наиболее горячие головы из числа присутствующих присоединились к импровизации. Среди 24 отрывков были самые разные, от разнузданной русской попсы, до самой классической из классик, собственно танцевальных мелодий - не больше трети, но танцевали под все. Кажется, Игорь Шпунгин снимал на видео - может быть у него получилось, но ни одна из фотографий, а я и другие попытались это снять, настроения момента передать, я думаю, не сможет.

После банкета, приехав домой, народ еще долго не мог успокоиться. Лена пела под гитару, Борис Вейцман читал стихи, дальше не помню.

Часть 3. День третий, дождь, Свояк и Брейн-ринг

Проснувшись утром в воскресенье, мы обнаружили, что идет дождь. Синоптики не обманули и напустили на нас тучи на весь день. По расписанию у нас в этот день были "Своя игра" и "Брейн-ринг". Для первой из игр я слабоват, хотя с удовольствием поучаствовал бы, и последнего места, надеюсь, все же не занял бы, а вторую не люблю. Но команда решила наоборот - к тому же выдался день рождения у Саши Пойзнера и, уважая желание именинника, мы с утра поехали в русский книжный магазин. Цены чуть ниже, но особой разницы с торонтскими я не заметил. Налоги, правда, поменьше. За визитом в магазин и очередной поездкой по городу, на этот раз мокрому и серому, прошло утро. Найти парковку в MIT в воскресенье оказалось легче, но два зонтика на шестерых - это мало.

Когда мы вошли в зал, шел финал "Своей игры", примерно середина второго раунда и счет, насколько я помню, был примерно равный. Позднее я этому немного удивился, поскольку с того момента, как мы вошли в зал, на все вопросы совершенно не задумываясь отвечал только один из игроков - Сергей Вакуленко. По крайней мере, у меня создалось именно такое впечатление. Почему Сергею нужно было ждать нашего прихода, я не понял. Его соперники, Олег Гольденштейн и Константин Бриф, которые на фестивале оба играли за Нью-йоркскую "Субботу, 13-е" (но оба, насколько я понимаю, живут не в Нью-Йорке) в итоге закончили дистанцию с одинаковым количеством очков и для них даже устроили небольшую перестрелку, в которой победил Константин и занял второе место.

Потом начался "Брейн-ринг". С ним, а точнее, с брейновской кнопкой, был связан, пожалуй, единственный существенный прокол организаторов. Не знаю, что случилось с той кнопкой, на которой предполагалось провести турнир, но ее не было. В субботу нам было сказано, что играть будем по старинке, на хлопки. "Свояк", например, так и игрался. Но перед брейн-рингом на столе появилась брейн-система с двумя кнопками. Я, конечно, не могу не отдать должное человеку, который спаял ее за полдня, судя по всему, буквально накануне, но все же от системы, не оттестированной до этого ни разу, собранной на живую нитку, без коробки и нормальной кнопки пуска, которая была бы рассчитана на резкое энергичное нажатие (а именно так нажимает на эту кнопку ведущий одновременно со словом "время"), трудно ждать стабильной работы. Так и произошло. По мере проведения игр брейн-система онемела и перестала издавать звуки, игровые кнопки, как показалось многим, реагировали на нажатие с разной задержкой, а когда команды допускали фальстарт, то нельзя было сказать, какая именно из команд нажала на кнопку раньше времени. Результаты многих боев, я подозреваю, могли бы быть слегка другими, если бы не эти кнопки. В итоге брейн-система расклеилась настолько, что финал все равно пришлось играть на те же самые хлопки. Думается, что если бы так играли с самого начала, то это все же было бы лучше: классическое меньшее из зол.

Победила же в Брейн-ринге, как и в основном турнире, та же "Суббота, 13-е". И, как мне кажется, не менее уверенно, несмотря на все происки кнопок. Затем было торжественное вручение всяческих призов и наград, прощание, братание и прочие прелести, хотя народу, скажем прямо, к тому времени в зале осталось немного. Очень хочется что-то такое придумать для фестиваля, который мы когда-нибудь будем проводить у себя в Торонто, чтобы подобного афронта избежать.

Покончив с формальностями, мы (наша команда и еще несколько человек из дружественных команд - всего человек 15), пошли в ресторан. Выбор ресторана был поручен местным корифеям. Они сделали солидный выбор - кажется он назывался Legal Sea Food и находился недалеко от места игры прямо в MIT. Надо полагать, что где-то также имеется ресторан Illegal Sea Food (который, возможно, дешевле). Место приятное, еда вкусная, цены - как положено в USA (то есть такие же, как у нас в Канаде, но только доллары там американские). По этому поводу меня повеселило такое совпадение, обсуждавшееся в одном из разговоров: американцы зимой ездят в Канаду кататься на горных лыжах, потому что у нас получается дешевле. Но канадцы зимой тоже зачастую ездят в США кататься на горных лыжах, поскольку многие отели и горнолыжные сайты делают для канадцев так называемую цену "at par" - то есть платишь полную стоимость гостиницы или пропуска на подъемник, но канадскими долларами, что, как легко понять, в зависимости от курса, дает весьма солидную скидку. К сожалению, в ресторане никто нам платить канадскими долларами не позволил, но они с удовольствием взяли канадскую кредитку.

Но по большому счету, американский "сифуд" ничем не лучше канадского. Мне это напоминает цены на лобстеров в Канаде. Едучи в восточные, атлантические провинции, каждый считает своим долгом поесть там местных лобстеров, а цена на них же в Торонтских ресторанах, особенно в сезон, практически такая же, несмотря на то, что их приходится везти издалека. Но так или иначе, ресторан, в котором мы были, оказался довольно популярным - ко времени нашего отбытия толпа ожидающих столика у входа была весьма солидной.

Продравшись через эту толпу, мы всей командой и без разбора, кто где живет, повалили на хавиру к президенту. То бишь к Лене. Тут опять началась обычная тусовка с выпивкой, закуской, разговорами, песнями под гитару и прочими маленькими радостями жизни. Ничто не предвещало бури. На темном небе за окошком слабо мерцали звезды, хозяйский кот вальяжно расхаживал взад и вперед между ногами многочисленных гостей и снисходительно позволял себя погладить или перенести с места на место. Но буря разразилась. Началась она с того, что Лев Горенштейн достал свой ноутбук и со словами "тут мне переписали одну забавную штучку" запустил на нем программу караоке. Обычное дело - играет мелодия и высвечиваются слова песен. Далее все происходило с быстротой рапидной съемки. Через пару минут ноутбук был подключен к телевизору и стереосистеме, и первые пальцы страждущих попробовать себя в древнем жанре караоке уже тянулись к собранному и готовому к употреблению микрофону. Некоторое время настройщики караоковой программы во главе со Львом Горенштейном еще ползали вокруг стоящего на полу ноутбука в надежде добыть из него более-менее приличные песни, но народ, как видно, был к этому времени готов петь уже все подряд, начиная от "носики-курносики сопят" и до наркотических баллад Джимми Хендрикса.

Но баллад Хендрикса там не было, а вот советской попсы - хоть завались. Самые уж такие домохозяечно-советские песни, все-таки, мы прокручивали, но в основном народ пел все подряд и каждый во что горазд. У меня сложилось такое впечатление, что главным делом каждый считал погромче и вовремя выкрикивать слова (помните, у Драгунского: "Неужели Козловский поет громче меня?!") Но веселье у наблюдающих со стороны все это дело вызывало неимоверное. Постепенно народ начал перетекать в соседнюю комнату, Лена взяла гитару и запела, вокруг нее собрались все, кроме Володи Иткина и Саши Ковальской. Эти двое продолжали самозабвенно выводить рулады в соседней комнате. Когда Лена заканчивала петь очередную песню в нашей комнате, мы слушали, что поют наши дрозды с микрофоном. Каждый раз это вызывало очередной приступ массового хохота: Влад двумя руками держался за скулы и смеяться уже не мог. В очередной паузе мы услышали что-то из "Любэ" и кто-то сказал: "Скоро они будут петь есаул-есаул". А минут через десять Олег Гольденштейн громогласно объявил: "Кто заказывал есаула?". По-моему, даже Лена получала удовольствие от этого процесса, хотя по всем правилам должна была бы быть недовольной, что ее пение слушают вполуха, прислушиваясь к очередным отголоскам пустого оркестра за стеной.

И все же упорство Саши и Володи было вознаграждено. Услышав очередную песню, я уж и не помню какую, Лена отбросила гитару и побежала в гостиную по ногам и головам сидящих вокруг с криками: "Я хочу это спеть". [Прим. Саши Ковальской: Песней, на которую вы все повыскакивали, было "I will survive", которую, по утверждению Лены, надо обязательно петь женским дуэтом] [Прим. Лены Клейнер: вообще-то это надо петь всеми присутствующими девушками, но уж по крайней мере, минимально множественным их числом]. Все проворно перетекли в гостиную, а после того как закончилась та песня, наступил и долгожданный апофеоз. Глупый генератор случайных песен заиграл "Ветер перемен" из "Мэри Поппинс" и тут уже эту песню запели все, причем как положено, с раскладыванием рук по плечам соседей и раскачиванием из стороны в сторону. Помню, я подумал, что когда видеокамера нужна больше всего, ее под рукой как раз и нет. И, когда половина песни была спета, вдруг вспомнил, что небольшие клипы можно снимать и в цифровом фотоаппарате. Я очень редко это делаю, поскольку качество видео там аховое - не предназначены цифровые камеры для этого занятия, но разве тут дело в качестве? Мне удалось захватить буквально последний из исполняемых припевов и, перешагивая вслепую через камин и рискуя обжечь себе что-нибудь очень важное, я успел снять один-единственный тридцатисекундный клип...

Быть может, те, кто не присутствовал в тот момент в комнате, и не почувствуют в полной мере настроения этой съемки, но если вы все-таки дождетесь, пока сгрузятся 6 мегабайт и посмотрите ее, то, думаю, сможете услышать в этом нестройном хоре главный секрет, почему люди вообще ездят на чаепития, подобные бостонскому, а главное, почему некоторые из них тратят кучу личного времени, сил, а иногда и денег на организацию таких фестивалей.

Часть 4. День последний, прогулки и возвращение домой

В последний день у организаторов была заготовлена вылазка на природу, но те немногие, кто остался на понедельник и при этом не уезжал или улетал рано утром, не проявили особого энтузиазма. Если не считать Атлантического океана, до которого от нас подальше, то природа у нас и у самих недурна. А вот посмотреть на Бостон, который до этого все время убегал от нас за окна машины и за стену дождя, хотелось гораздо больше. Посему рано утром мы собрались и в полном командном составе отправились на прогулку. К тому же, нашелся провожатый по Гарварду - дальняя родственница Саши Езерской, которая там делает master.

Есть какая-то необъяснимая магия в заросших ухоженной зеленью кампусах старых университетов. Не то, чтобы снова возникало желание учиться, но почему-то начинает казаться, что не потоптав в молодости пару-тройку лет лужайки Гарварда, Принстона или Стэнфорда, ты потерял что-то большое и невосполнимое. Кирпич и камень, скрепленные, наверное, еще яичными желтками, навевают меланхолию на самых оголтелых сангвиников и заставляют их стоять молча, выпрямившись, и глядеть не на стены, а в невидимую точку по другую их сторону. Бесчисленные деревья и кусты, то подстриженные и подрезанные с безукоризненной беспечностью, то буйно разросшиеся во все стороны, как бы напоминают случайно забредшим туристам, вроде нас, что знание бесконечно и неохватно (о чем, впрочем, еще Козьма Прутков писал). Хочется сжаться и придумать себе оправдание. Неважно в чем.

Но это ощущение проходит. Например, если вспомнить, что год обучения в том же Гарварде обходится в сумму порядка 35-40 тысяч зеленых, а мы свое образование, пусть и не со столь громко звучащим названием, но в принципе, не худшее, получили просто даром. Так что, пускай яичные желтки хранят свои знания, а мы прорвемся.

[Прим. Ильи Манделя: Хотя мне, как выпускнику Стэнфорда, приятно слушать дифирамбы в его честь, на старину он претендовать не может, так как основан в 90ых годах 19ого века.]

Побродив пару часов по Гарварду и еще немножко вдоль торговых палаток, которыми в день Колумба были щедро усыпаны несколько центральных улиц Кембриджа (Гарвардский университет находится именно в этом пригороде Бостона), мы встретили Володю Иткина и вместе с ним поехали в центр Бостона. Хотелось еще перед отъездом пройтись хотя бы по улице Newbury и по ближайшим ее окрестностям. На этот раз, мы доехали очень быстро, поскольку прекрасно изучили Бостон и его карты. Но тут мы попали на бостонских женщин. Бостонские женщины бежали марафон или какую-то другую, но тоже очень длинную, дистанцию. По-видимому, в поддержку какой-нибудь полезной организации вроде фонда борьбы с раком груди. Но нам от этого было не легче. В той части города, в которой мы оказались, никаких стоянок, ни бесплатных, ни коммерческих, не было. Поехать куда-нибудь в объезд мы побоялись - кто их знает, этих женщин, какие еще улицы они потребовали для себя перекрыть. Нам оставалось лишь медленно двигаться вдоль бульвара, подшучивая над нашей горькой долей. Например, мы решили: будем всем рассказывать, что в Бостоне нам не повезло с погодой и с женщинами.

Зато мне удалось продемонстрировать молодежи, как надо культурно нарушать правила дорожного движения. В очередной раз мы остановились на красный свет, передо мной не было машин, а на перекрестке стоял полицейский. Поворот налево был закрыт барьерами из-за марафона, так что в принципе, красный свет ничем не помогал и не мешал. Я выехал прямо на середину перекрестка (при этом все мои попутчики испуганно закричали мне, что свет красный), остановился рядом с полицейским и спросил его, где я могу запарковаться, поскольку стражду познакомиться с его прекрасным городом, до того как уеду отсюда через два часа. Полисмен весьма дружелюбно объяснил мне, где я могу найти парковку и я благополучно выехал с перекрестка все на тот же красный свет. Наблюдавшим эту сцену своим пассажирам я объяснил: "Только что вы видели, как нужно проезжать в Бостоне на красный свет перед носом полицейского". Хорошо еще, что мы успели довольно далеко от этого полицейского отъехать, а то он подумал бы, что буйный ржач, последовавший за этой фразой, относится к его персоне.

С советом ли полицейского, или без него, нам было суждено потерять в этой пробке больше часа ценного времени. Зато когда мы, наконец, запарковались, заплатив за это какие-то очень большие, даже по меркам даунтауна Торонто меркам, то встретили Лену Клейнер. Не совсем, конечно, прямо так встретили, но она была где-то недалеко, а мобильники работали исправно. И в президентском сопровождении мы погуляли по центру Бостона еще пару часов, дошли до парка и обратно, поели по Лениной наводке очень вкусного местного мороженого. В общем, отвели душу и заполнили до конца флэш-карты на наших фотокамерах церквями, пожарными лестницами, еще пожарными лестницами и просто зданиями.

Вот и все. Было еще прощание, грустное и веселое одновременно. Караоке закончилось, и слова следующих песен уже снова надо было писать самостоятельно. Влада с Сашей мы оставили Лене с Вадимом в нагрузку еще на несколько дней (нельзя же, чтобы из квартиры уезжали все гости сразу - кошкам надо привыкать к этому постепенно) и на обратном пути решили попробовать поехать через Кингстон, то есть обогнуть озеро Онтарио с востока. Получилось. В четыре утра (спасибо бостонским марафонкам) мы въехали в Торонто с востока, завершив тем самым практически полное кругосветное (или кругозерное) путешествие.

Эпилог

А он и не нужен. Лучше начать писать предисловие к другому фестивалю: "Провести фестиваль в Торонто мы хотели уже давно..."

От имени себя (хотя, уверен, команда "Саша и Медведи" во многом ко мне присоединится),

Алекс Покрас,
E-mail: apokras@rogers.com

Торонто, Октябрь 2003


(C) Alex Pokras и Клуб Интеллектуальных Игр Торонто, 2003