Онтариада - 2007

Регламент турнира "Кубок Невезения"


1. Участники турнира

1.1. В турнире "Кубок Невезения" по игре "Что? Где? Когда" (далее Кубок Невезения) имеют право принять участие все желающие.

1.2. Регистрация на Кубок Невезения - индивидуальная. Для регистрации следует послать е-майл сообщение по адресу ontariada@chgk.info. В письме следует указать имя и фамилию игрока, название команды, за которую он играет на Онтариаде-2007, а также точную дату рождения или день недели, в который родился игрок.

2. Формула турнира

2.1. Кубок Невезения состоит из 2-х туров по 12 вопросов в каждом.

2.2. В Кубке Невезения соревнуются 7 групп игроков, которые соответствуют 7 дням недели. За каждую группу (день недели) играют все игроки, которые в этот день недели родились. По решению оргкомитета Онтариады-2007 один из игроков группы, из числа наиболее известных и авторитетных игроков, назначается ее капитаном.

2.3. Капитан группы перед началом турнира должен разделить всех игроков своей группы на игровые команды. Способ разбивки на игровые команды (сколько команд сформировать и по сколько игроков включить в каждую из них) определяется по нижеследующей таблице.

Общее количество
игроков в группе

Разбивка на
игровые команды
7 или меньше Все играют в одной команде
8 2 команды: 4+4
9 2 команды: 5+4
10 2 команды: 5+5
11 2 команды: 6+5
12 2 команды: 6+6
13 2 команды: 7+6
14 3 команды: 5+5+4
15 3 команды: 5+5+5
16 3 команды: 6+5+5
17 3 команды: 6+6+5
18 3 команды: 6+6+6
19 3 команды: 7+6+6
20 и более Команды по 6 или 5 человек

Например, если в группе 14 игроков, то капитан обязан создать 3 команды, в которых будет 5, 5 и 4 игрока.

2.4. Кроме того, при разбивке на игровые команды капитан обязан максимально разделить игроков из одной и той же реальной команды, участвующей в основном турнире Онтариады. Например, если таких игроков три, а команд для данного дня недели создается две, то один игрок должен играть в одной команде, а два - в другой.

2.5. Капитан может советоваться с кем угодно при определении состава своих команд. Его задача - создать по возможности ровные по составу команды.

2.6. После того, как все команды сформированы, они играют в турнире независимо друг от друга. Игра ведется по обычным правилам спортивного ЧГК. Команды одной группы (одного дня недели) размещаются в игровом зале так, чтобы они сидели по возможности дальше друг от друга.

3. Порядок проведения игр

3.1. Во время игры за игровым столом находится не более заявленного количества игроков. Если кто-то из игроков, записавшихся для участия в турнире не пришел в последний момент, то капитан имеет право пересадить ровно одного игрока из одной из своих команд в другую. Лишь в случае, если из-за неявки нескольких игроков количество игроков в группе стало 6 или меньше, эти игроки объединяются и играют в одной команде.

3.2. В каждом туре командам задается 12 вопросов. По решению Жюри возможно сокращение количества вопросов в одном или более турах в случае технических проблем.

3.3. Команды сдают свои ответы в письменном виде. При этом на бланке следует написать ответ или ключевые слова ответа. За каждый правильный ответ команда получает одно очко независимо от правильности ответов команд - соперниц. Правильность ответа команды определяет Жюри.

3.4. На обсуждение каждого ответа командам дается время равное одной минуте. Еще 15 секунд дается команде для записи и сдачи ответа. Досрочные ответы не принимаются и время обсуждения не накапливается.

3.5. Игра проводится Ведущим и Жюри. Хронометраж времени обсуждения производится одним из членов Жюри или ассистентом Жюри с помощью таймера или секундомера.

3.6. Для каждого игрового вопроса:

  • Если необходимо по содержанию вопроса, Ассистенты ведущего раздают на столы материалы к вопросу (например, цитату или картинку);
  • Ведущий объявляет номер вопроса, зачитывает его текст и произносит слово "время". Во время произнесения ударного слога в слове "время" Ведущий или его Ассистент включают отсчет времени ответа.
  • Через 50 секунд после начала времени ответа и через одну минуту подаются звуковые или голосовые сигналы. После этого Ведущий начинает вслух обратный отсчет "10, 9, ... 1, 0";
  • Команда обязаны передать листок с ответом Ассистенту ДО произнесения Ведущим слова "ноль"; Никакие претензии по процедуре сдачи ответа не принимаются;
  • Ведущий зачитывает авторский ответ на вопрос;

3.7. После каждого тура объявляются его предварительные итоги. В течение 5 минут после тура командам предоставляется возможность изложить жюри свои претензии по зачету/незачету ответов, дуальным по их мнению ответам, а также о некорректных по их мнению вопросах.

4. Ведение игры и судейство

4.1. Для проведения Кубка Невезения Оргкомитет фестиваля "Онтариада 2007" назначает Ведущего и создает Жюри, в которое входят Ведущий и еще 2-3 человека. Для выполнения различных технических функций (сбор записок с ответами, хронометраж времени ответа, ведение турнирной таблицы и т.д.) Жюри может привлекать к работе Ассистентов из числа игроков, не принимающих участия в Кубке Невезения.

4.2. Все члены Жюри имеют равные права голоса. В случае разногласий жюри принимает окончательное решение простым голосованием, при котором каждый из членов жюри обязан проголосовать "за" или "против". При равенстве голосов решающим является голос Ведущего.

4.3. Жюри принимает решения по всем вопросам, возникшим в ходе турнира, руководствуясь в целом теми же правилами, что и при проведении основного турнира по "Что? Где? Когда?" на Онтариаде. Жюри также рассматривает все игровые протесты команд к вопросам и данным ими ответам.

4.4. Решения Жюри являются окончательными и обжалованию не подлежат.

4.5. При ведении игры Ведущий обязан строго соблюдать порядок игры, четко и разборчиво зачитывать вопросы, тщательно выполнять инструкции редакционной группы, а также пользоваться только терминологией, определенной настоящим Регламентом. Ведущий не может повторять игровой вопрос по просьбе команд, не имеет права изменять текст вопроса, дополнять его собственными комментариями, подсказывать игрокам тоном или жестами. В случае, если допущена оговорка или ошибка в чтении, ведущий должен остановиться, сделать короткую паузу и зачитать текст вопроса с самого начала или с начала предложения, в котором допущена ошибка.

4.6. В случае, если решение Жюри или АЖ противоречит регламенту Кубка Невезения, не согласуется с условиями или расписанием фестиваля, технически невыполнимо, нарушает законы, подзаконные акты, ведомственные инструкции и внутренние правила Канады, провинции Онтарио, муниципалитетов Торонто и Ричмонд Хилла, залов, где проводятся игры, то представитель Оргкомитета фестиваля вправе указать на это Жюри или АЖ и попросить принять иное решение.

5. Критерии оценки ответов

5.1. Ответ считается правильным, если:

  • раскрывается суть вопроса с достаточной степенью конкретизации (степень необходимой конкретизации определяется автором вопроса, а в случае отсутствия его указаний - Жюри);
  • форма ответа соответствует форме вопроса;
  • в ответе команды присутствуют ВСЕ ключевые слова.

5.2. Ответ считается неправильным, если:

  • команда дала два или более вариантов ответа;
  • ответ дан с недостаточной конкретизацией;
  • в ответе совершены грубые ошибки (неправильно названы имена и названия, даты, способ действия и т.д.);
  • форма ответа не соответствует форме вопроса.

5.3. При наличии в ответе дополнительной информации собственно ответом считается фраза или слово, впрямую отвечающее форме вопроса. Неточности в дополнительной информации не учитываются при условии, что они не меняют смысл ответа.

6. Игровые протесты (Апелляции)

6.1. Команда имеет право подать устный протест (апелляцию) в Жюри в следующих и только в этих случаях:

  • команда считает, что игровой вопрос является некорректным (вопрос содержит фактическую ошибку, предлагаемый ответ неверен и т.д.)
  • команда считает, что данный ею ответ верен и должен быть засчитан (в ответе использован синоним ключевого слова, доказано что дан дуальный правильный ответ и т.д.)

6.2. Жюри рассматривает протест и принимает или отклоняет его. В целом, учитывая неофициальный характер турнира, Жюри рекомендуется консервативный подход к рассмотрению всех протестов - в случае любых сомнений в доводах апеллирующей команды Жюри следует отклонить протест. Для принятия решения Жюри вправе привлекать к работе любых экспертов.

6.3. Если протест первого типа принят АЖ, то признанный некорректным игровой вопрос снимается и все результаты по нему аннулируются. Если протест второго типа принят АЖ, то ответ на данный вопрос засчитывается подавшей протест команде, а также всем другим командам, ответившим идентично и текущая таблица результатов пересчитывается.  Идентичность ответов команд засчитанному определяет Жюри.

6.4. Решения Жюри считаются окончательными и обжалованию не подлежат.

7. Подведение итогов турнира

7.1. Конечный результат каждой группы (дня недели) равен среднему арифметическому результатов всех команд, входящих в эту группу (иными словами, сумма правильных ответов всех команд делится на число этих команд). Результат округляется до двух десятичных знаков после запятой по обычным правилам математического округления.

7.2. Если подсчитанный результат совпадает у двух или более групп, то в качестве вторичного критерия для этих групп используются (в этом порядке):

  • Результат самой последней из команд в каждой из групп. Например, при одинаковом среднем в 10 очков сумма 11+9 займет более высокое место, чем 14+10+6 (так как 9 больше 6).
  • Количество игроков в самой маленькой из команд в данной группе (более высокое место занимает группа с меньшей по количеству игроков командой). Например, при прочих равных 5+5+4 (игроков) выигрывает у 7+6, а 5+5 выигрывает у 6+6+6. В то же время 6+5 и 5+5+5 идентичны по этому критерию.

Если оба дополнительных критерия не дали результата, то команды ранжируются по порядку дней недели. Понедельник, как день наиболее тяжелый, имеет наивысший приоритет, воскресенье - низший.

7.3. Группа, занявшая 1-е место в Кубке Невезения, награждается памятными дипломами, а также получает почетное право спеть песню "Остров Невезения" на заключительном банкете Онтариады-2007.


(C) Клуб Интеллектуальных Игр Торонто, 2003-07