Онтариада - 2004

Регламент "Онтарийского турнира по игре "Что? Где? Когда?"


1. Участники турнира

1.1. В Онтарийском турнире по игре "Что? Где? Когда" (далее ЧГК-турнир) имеют право принять участие все желающие команды, но общее число команд не может превышать количество столов в зале (предварительная оценка вместимости зала 25-27 команд).

1.2. Для регистрации на ЧГК-турнир следует послать е-майл сообщение по адресу ontariada@chgk.info. В письме следует указать название команды, город и страну, которые представляет команда, имя и фамилию капитана команды, е-майл и телефон капитана для оперативной связи и список игроков.

1.3. Максимальное число игроков в заявочном составе команды - 8.

2. Формула турнира и игровой материал (вопросы)

2.1. ЧГК-Турнир состоит из 4-х туров по 15 вопросов в каждом.

2.2. В ЧГК-Турнире участвуют все команды одновременно. Задача команд - давать правильные ответы на вопросы, задаваемые Ведущим.

2.3. Одновременно с ЧГК-Турниром и на тех же вопросах проводится "Кубок Провинций - 2004". Первые три тура ЧГК-Турнира (в каждом 15 вопросов) соответствуют трем турам Кубка Провинций (в каждом 1 разминочный и 14 основных вопросов). Четвертый тур (последние 15 вопросов) идет только в зачет ЧГК-Турнира.

2.4. Вопросы для ЧГК-турнира предоставляются Редакционной Группой Кубка Провинций в составе Андрей Абрамов, Дмитрий Жарков, Константин Кноп, Михаил Перлин, Алекс Покрас, Илья Ратнер, Борис Шойхет.

3. Порядок проведения игр

3.1. Во время игры за игровым столом находятся не более шести игроков. Замены разрешены после любого вопроса тура, но только в промежутке времени, когда собраны ответы на предыдущий вопрос, а следующий вопрос еще не задан.

3.2. В каждом туре командам задается 15 вопросов. По решению Жюри возможно сокращение количества вопросов в одном или более турах в случае технических проблем. При этом решение Жюри должно быть сообщено командам до начала соответствующего тура.

3.3. Команды сдают свои ответы в письменном виде. При этом на бланке следует написать ответ или ключевые слова ответа.

3.4. За каждый правильный ответ команда получает одно очко независимо от правильности ответов команд - соперниц. Правильность ответа команды определяет игровое Жюри. В спорных случаях Жюри вправе попросить уточнения у команды. Просьба об уточнении должна быть выражена нейтральной фразой, например "уточните ваш ответ [на вопрос №...]"

3.5. На обсуждение каждого ответа командам дается время равное одной минуте. Еще 15 секунд дается команде для записи и сдачи ответа. Досрочные ответы не принимаются и время обсуждения не накапливается.

3.6. Игра проводится Ведущим и Жюри. Хронометраж времени обсуждения производится одним из членов Жюри или ассистентом Жюри с помощью таймера или секундомера.

3.7. Для каждого игрового вопроса:

  • Если необходимо по содержанию вопроса, Ассистенты ведущего раздают на столы материалы к вопросу (например, цитату или картинку);
  • Ведущий объявляет номер вопроса, зачитывает его текст и произносит слово "время". Во время произнесения ударного слога в слове "время" Ведущий или его Ассистент включают отсчет времени ответа.
  • Через 50 секунд после начала времени ответа и через одну минуту подаются звуковые или голосовые сигналы. После этого Ведущий начинает вслух обратный отсчет "10, 9, ... 1, 0";
  • Команда обязаны передать листок с ответом Ассистенту ДО произнесения Ведущим слова "ноль"; Никакие претензии по процедуре сдачи ответа не принимаются;
  • Ведущий зачитывает авторский ответ на вопрос;
  • При наличии запаса по времени Ведущий имеет право зачитать комментарии к ответу и огласить наиболее смешные неверные ответы (не называя давшие их команды), но не обязан этого делать.

3.8. После каждого тура объявляются предварительные итоги тура и текущее положение команд. Перед третьим туром объявляются окончательные итоги первой половины турнира с учетом рассмотрения апелляций и текущее положение команд. После второго и четвертого туров, в течение 30 минут после объявления предварительных итогов командам предоставляется возможность обсудить спорные вопросы с Жюри или подать апелляцию.

4. Ведение игры и судейство

4.1. Для проведения ЧГК-Турнира Оргкомитет фестиваля "Онтариада 2004" создает Жюри (или Игровое Жюри) из 3-5 человек и назначает одного из них Председателем жюри. Один из членов Жюри выполняет также функции Ведущего. Для выполнения различных технических функций (сбор записок с ответами, хронометраж времени ответа, ведение турнирной таблицы и т.д.) Жюри может привлекать к работе Ассистентов из запасных игроков команд или из числа лиц, не принимающих участия в ЧГК-Турнире.

4.2. Все Члены Жюри имеют равные права голоса. В случае разногласий жюри принимает окончательное решение простым голосованием, при котором каждый из членов жюри обязан проголосовать "за" или "против". При равенстве голосов решающим является голос Председателя Жюри.

4.3. Жюри имеет право:

  • требовать от команд пояснений по поводу данных ими ответов;
  • обращаться за консультативной помощью к избранным им помощникам с целью принятия решения в сложных игровых ситуациях; привлекать к работе с правом совещательного голоса любых экспертов, в том числе и игроков команд;
  • при обращении команды в Жюри после тура засчитать ответ команды, если приведенные командой доводы безусловно доказывают правильность ответа (требуется единогласное решение);
  • при обращении команды в Жюри после тура снять некорректный вопрос, если найденные факты безусловно доказывают некорректность вопроса (требуется единогласное решение);
  • после тура исправить очевидные, подтвержденные документально технические ошибки при подсчете очков;
  • лишать права присутствия на игре (в зале) лиц, допустивших вмешательство в процесс игры;
  • лишать права участия в соревнованиях команду или членов команды, допустивших некорректное поведение по отношению к Жюри или соперникам, или мешающих проведению игры.

4.4. Жюри НЕ имеет права:

  • Менять собственное решение по зачету и определять некорректность вопросов без обращения команд в Жюри и в случае разногласий в оценке доводов команд.
  • Учитывать ответы других команд при определении правильности ответа (иными словами, принцип "ответ не засчитан, потому что есть более точные ответы" неприменим - каждый ответ сам по себе либо правилен, либо нет).

4.5. Решения Жюри (кроме игровых протестов) являются окончательными и обжалованию не подлежат.

4.6. Для рассмотрения игровых протестов (апелляций) Оргкомитет фестиваля "Онтариада 2004" создает Апелляционное Жюри (АЖ) из 3 человек и назначает одного из них Председателем АЖ. В члены АЖ приглашаются известные игроки и авторы вопросов, не принимающие участия в фестивале, но присутствующие на нем или имеющие возможность оперативного обсуждения и рассмотрения апелляций с использованием электронной почты, как средства связи.

4.7. При ведении игры Ведущий обязан строго соблюдать порядок игры, четко и разборчиво зачитывать вопросы, тщательно выполнять инструкции редакционной группы, а также пользоваться только терминологией, определенной настоящим Регламентом. Ведущий не может повторять игровой вопрос по просьбе команд, не имеет права изменять текст вопроса, дополнять его собственными комментариями, подсказывать игрокам тоном или жестами. В случае, если допущена оговорка или ошибка в чтении, ведущий должен остановиться, сделать короткую паузу и зачитать текст вопроса с самого начала или с начала предложения, в котором допущена ошибка.

4.8. В случае, если решение Жюри или АЖ противоречит регламенту ЧГК-Турнира, не согласуется с условиями или расписанием фестиваля, технически невыполнимо, нарушает законы, подзаконные акты, ведомственные инструкции и внутренние правила Канады, провинции Онтарио, муниципалитета Торонто и Bathurst Jewish Community Centre, где проводятся игры, то представитель Оргкомитета фестиваля вправе указать на это Жюри или АЖ и попросить принять иное решение.

5. Критерии оценки ответов

5.1. Ответ считается правильным, если:

  • раскрывается суть вопроса с достаточной степенью конкретизации (степень необходимой конкретизации определяется автором вопроса, а в случае отсутствия его указаний - Жюри);
  • форма ответа соответствует форме вопроса;
  • в ответе команды присутствуют ВСЕ ключевые слова.

5.2. Ответ считается неправильным, если:

  • команда дала два или более вариантов ответа;
  • ответ дан с недостаточной конкретизацией;
  • в ответе совершены грубые ошибки (неправильно названы имена и названия, даты, способ действия и т.д.);
  • форма ответа не соответствует форме вопроса.

5.3. При наличии в ответе дополнительной информации собственно ответом считается фраза или слово, впрямую отвечающее форме вопроса. Неточности в дополнительной информации не учитываются при условии, что они не меняют смысл ответа. 

5.4. Если команда использует скобки при записи ответа, то они рассматриваются как обычный знак препинания по правилам пунктуации языка, на котором записан ответ. Информация, содержащаяся в скобках, полностью подпадает под действие п. 5.3

6. Игровые протесты (Апелляции)

6.1. Команда имеет право подать Игровой протест (Апелляцию) в Апелляционное жюри (АЖ) в следующих и только в этих случаях:

  • команда считает, что игровой вопрос является некорректным (вопрос содержит фактическую ошибку, предлагаемый ответ неверен и т.д.)
  • команда считает, что данный ею ответ верен и должен быть засчитан (в ответе использован синоним ключевого слова, доказано что дан дуальный правильный ответ и т.д.)

6.2. Если команда считает, что ее ответ безусловно правилен или вопрос явно некорректен, то в целях экономии времени команда может обратиться со своими доводами в (Игровое) Жюри непосредственно после объявления предварительных результатов.

6.3. Апелляции подаются в Жюри в письменном виде на бланке, в котором название команды находится на отрывной части. Жюри нумерует апелляции на обоих частях бланка и передает в АЖ только текст апелляции. АЖ рассматривает апелляции анонимно.

6.4. АЖ рассматривает протест и принимает или отклоняет его. Обязанность доказывать правильность протеста лежит на подающей протест команде.

6.5. Протест сопровождается внесением денежного залога в размере US$10 или CA$15, который возвращается подателям протеста в случае принятия протеста. Если протест отклонен, то залог передается в распоряжение Оргкомитета фестиваля. Команды должны быть на 100% уверены в справедливости подаваемого ими протеста и в корректности приводимых ими доказательств, в случае любых сомнений в доводах апеллирующей команды Апелляционное Жюри отклонит протест.

6.6. Если протест первого типа принят АЖ, то признанный некорректным игровой вопрос снимается и все результаты по нему аннулируются.

6.7. Если протест второго типа принят АЖ, то ответ на данный вопрос засчитывается подавшей протест команде, а также всем другим командам, ответившим идентично и текущая таблица результатов пересчитывается.  Идентичность ответов команд засчитанному определяет (Игровое) Жюри.

6.8. Решения АЖ считаются окончательными и обжалованию не подлежат.

7. Подведение итогов турнира

7.1. Первые два тура ЧГК-турнира условно считаются предварительным этапом, после которого команды ранжируются в турнирной таблице по общему количеству набранных  ими очков (правильных ответов). Если это количество совпадает у двух или более команд, то используется вторичный критерий - суммарный рейтинг взятых каждой из команд вопросов. Рейтинг каждого вопроса равен количеству команд, не ответивших на него.

7.2. Окончательные места команд в итоговой турнирной таблице определяется по общему количеству набранных ими очков (правильных ответов) во всех 4-х турах. Если это количество совпадает у двух или более команд, то эти команды ранжируются в соответствии с результатами предварительного этапа. Рейтинги вопросов более не используются.

7.3. Команда, занявшая 1-е место в ЧГК-турнире, получает звание "Онтарийский Чемпион по игре "Что? Где? Когда?" 2004 г." и награждается памятным призом и медалью.

7.4. Команды, занявшие 2-е и 3-е места в ЧГК-турнире, получают звания "Серебряный ... " и "Бронзовый Призер Онтарийского Турнира по игре "Что? Где? Когда?" 2004 г." соответственно и награждаются медалями.

7.5. Итоги проходящего параллельно "Кубка Провинций 2004" подводятся Оргкомитетом этого турнира независимо от фестиваля "Онтариада 2004" и в сроки, установленные регламентом  турнира. Признание вопросов некорректными или зачет дуальных ответов в "Кубке Провинций 2004" не влияет на результаты ЧГК-Турнира.


(C) Клуб Интеллектуальных Игр Торонто, 2003/04