Чемпионат Торонто по ЧГК

Памятка для дежурной команды

Последнее обновление: February 27, 2004.


1. Рекомендуемый график подготовки пакета.

Сразу после проведения игры предыдущего года
  • Начните писать вопросы или хотя бы собирать вопросные идеи. Чем сильнее растянут во времени процесс накопления игрового материала, тем лучше и разнообразнее получится пакет. В течение года вы читаете разные книги, бываете на разных веб-сайтах, слышите разные передачи, да и сами вы меняетесь - поэтому, как только вам встретилось что-то, из чего потенциально может получиться вопрос, запишите себе это (обязательно включая источник информации). Оформить собственно вопрос можно и позже.
  • И наоборот, если вы напишете все ваши вопросы в течение короткого промежутка времени, скорее всего они получатся однотипными.
  • По возможности, отыгрывайте уже написанные вопросы на внутрикомандных тренировках. Автор идеи должен постараться сформулировать вопрос в любом виде и посмотреть со стороны, как его команда будет "крутить" вопрос. Часто это дает наиболее ценную информацию о качестве будущего вопроса, о перспективности идеи, даже если формулировка еще не раз изменится.

6-8 недель до тура

  • Определите, кто является главным ответственным за пакет. Работать над вопросами, разумеется, должна вся команда, но необходимо выбрать "главного" (в ЧГК-шном жаргоне его называют "топ-редактором"), который принимает окончательное решение во всех спорных случаях. Топ-редактор старается учитывать общее мнение, насколько возможно, но должен и уметь прекратить спор волевым решением, взять на себя ответственность за формулировку. Без такого человека вы рискуете увязнуть в мелких спорах и не успеть сделать важную работу.
  • Если ОК еще не сообщил вам координаты редакторов и/или тестеров, напомните ОК об этом. Если у вас есть свои собственные редакторы и тестеры, сообщите об этом Оргкомитету. Не стесняйтесь - тестеров никогда не бывает много. Конечно, при большом их количестве чуть-чуть труднее определять, какими советами воспользоваться, а какие проигнорировать, но это не та проблема, которой стоит бояться.
  • Определите, сколько вопросов нужно дописать из расчета 35-50 вопросов для отбора в пакет из 24 вопросов.

5-6 недель до тура

  • Соберитесь на внутрикомандную тренировку и отыграйте все написанные вами вопросы, которые еще не отыграны ранее. Вспомните уже отыгранные.
  • Обсудите все эти вопросы в общем, пока не вникая в мелкие детали формулировок (возможно, что вопрос вообще не попадет на игру - зачем тогда тратить на него время?), если по каким-то вопросам появились идеи их переформулирования, запишите их.
  • Сформируйте список вопросов для голосования (обычно это делает топ-редактор) и проголосуйте. Система голосования значения не имеет, например, каждый может оценивать вопросы по шкале от 0 до 3, и для вопросов считается среднее арифметическое. Полезно дать каждому игроку одну или две "черных метки" - право забраковать вопрос без объяснения причин: интуиция не подчиняется правилам.
  • Отберите 32-35 лучших вопроса по итогам голосования. Обычно, параллельно с голосованием игроки также и дают комментарии к вопросам, где смогут.

3-4 недели до тура

  • Сформируйте вторую версию пакета, уже с более проработанными формулировками, с учетом комментарием игроков.
  • Проверьте вопросы в базе данных (http://db.chgk.info) на свеченость. Ищите по существенным ключевым словам, не обязательно по тем, которые у вас в ответе. Безжалостно выкиньте свечки.
  • Дополните вопросы комментариями, снабдите источниками, не экономьте ни на  тех, ни на других - чем  больше комментариев и чем тщательнее вы собирали источники, тем выше вероятность, что вы найдете "дырки" в вопросе еще на этом этапе.
  • Отошлите редактору(ам) и/или тестеру(ам) пакет. Пусть в пакете будет больше 24 вопросов, если свечки найдут редакторы (а чаще всего это случается даже после того, как вы проверили вопросы по базе), то вы сэкономите еще на одной итерации посылки вопросов на проверку.
  • Продолжайте работать над пакетом. Если вы чувствуете, что редакторы нанесут вашему пакету большой "урон", но можно поработать и над новыми вопросами, но лучше совершенствовать уже отобранные. С другой стороны, на этой стадии в пакет нередко попадают 2-3 очень хороших совсем свежих вопроса, вдруг неожиданно придуманных. Это легко объяснимо - вы настроены на работу с вопросами и поиск новых идей, вот они и приходят. И если только такие вопросы не основаны на фактах, вычитанных из свежих газет, то не бойтесь включать их в пакет, если чувствуете, что они хороши: уже прошедшее голосование - не догма.

2 недели до тура

  • Проанализируйте комментарии и правку полученные от редактора(ов). Обсудите в команде, если нужно,  задайте вопрос и самому редактору - с ним можно спорить.
  • Сформируйте третью версию пакета, уже с учетом всех замечаний и собственных и редакторских. Разделите вопросы на основные кандидаты в пакет и запасные. Выделите 2-3 разминочных вопроса. Желательно уже расставить вопросы пакета в порядке, близком к окончательному.
  • На этом этапе следует особое внимание уделить продумыванию всех критериев зачета, постараться представить себе возможные "нестандартные" ответы, дуали, неочевидные ходы раскрутки, попытаться придумать к чему могут придраться играющие команды, и т.д.
  • Полученный пакет снова отошлите редактору(ам)

1 неделя до тура

  • Проанализируйте последние рекомендации, полученные от редактора(ов)
  • Внесите последние правки в пакет.
  • Неплохо еще раз проверить вопросы на свеченость в базе данных (за пару месяцев многое могло измениться).
  • Досконально изучите регламент текущего Чемпионата, который можно найти на страничке текущего чемпионата по адресу http://toronto.chgk.info/champ/champ.htm.

После тура, чем раньше, тем лучше.

  • Похвалите самих себя за хорошо проведенную игру!
  • Обсудите проведенный тур, проанализируйте допущенные ошибки (увы, без них не обходится). Постарайтесь вспомнить, где и как вы могли предотвратить их, на каком из этапов что-то было упущено, какие ожидания не совпали с реальностью.
  • Внесите коррективы для вашей команды в описанный процесс и...
  • ...переходите в начало этого списка.

2. Рекомендации по составлению пакета.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ
  • Проверять вопросы на свеченость.
  • Прислушиваться к мнению редакторов. Доверяя им, вы улучшаете свои шансы подготовить хороший пакет.
  • Пользоваться уважаемыми и признанными источниками. При любых сомнениях в достоверности источника - искать подтверждения фактов в других местах.
  • Принимать участие в составлении пакета всей командой. Чем больше разных вопросников, тем многограннее, а значит, и интереснее, пакет. Да и вообще, 1 голова -- хорошо, а 6 -- в 6 раз лучше.
  • Проявлять оригинальность. Один или два вопроса с использованием картинок, черного ящика или видео/аудио внесут приятное оживление. Также разрешено наличие одного или двух блиц-вопросов в пакете.
  • При подготовке вопросов читать их вслух. Часто слова, легко читаемые, но с трудом распознаваемые на слух, мешают командам ответить правильно.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ

  • Использовать один и тот же источник более чем для 2-х вопросов. Во первых, это несправедливо к игрокам, незнакомым с источником, а во-вторых, просто неинтересно.
  • Составлять однотипные вопросы. Старайтесь избегать пакета, насыщенного вопросами "закончите цитату" или "как озаглавили статью?".
  • Включать множество вопросов по одной теме. Если в вашем пакете будет 6 вопросов про химические элементы или древнегреческие мифы, то это может не очень понравиться командам-участницам.
  • Пользоваться фактами, которые явно лежат на поверхности, легко доступны всем и почти наверняка уже "разобраны" на вопросы. Например, словарь иностранных слов разобран на вопросы давно и полностью, некоторые вопросы оттуда настолько стары, что даже не попадают в базу.

3. Что принести на игру?

  • Пакет вопросов (желательно с ответами ) Неплохо иметь с собой несколько экземпляров чтобы облегчить командам процесс подачи апелляций.
  • Если подготовлены конкурсы, то их также рекомендуется не забывать дома.
  • Призы (по желанию). Можно выдать приз за самый смешной ответ, за последнее место, за выигрыш конкурса.
  • Вода и напитки. Желательно исходить из одной бутыли воды на человека, т.е. около 50 бутылок. Мандарины, конфеты и другие "вкусности" возможны, но необязательны.
  • Карточки для ответов. Файл, содержащий формы для карточек вы сможете найти на сайте нашего клуба http://toronto.chgk.info/doc/index.htm. Карточки желательно нарезать и скрепить.
  • Формы для апелляций. Файл, содержащий эти формы, вы найдете там же, где и карточки.
  • Копию регламента турнира, для разрешения всех спорных вопросов. Также совсем неплохо этот регламент прочитать до игры.
  • Секундомер.
  • Бумагу (~50 листиков) и ручки/карандаши для раздачи игрокам.
  • В случае использования магнитофона или лэптопа, то не забыть их, вместе с удлинителем.

4. Проведение тура

ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО:
  • Начать игру вовремя, не позднее 7:15.
  • Читать вопросы громко, выразительно, с расстановкой.
  • Зачитывая стихотворение или список, дать командам возможность его записать.
  • Постоянно и аккуратно вести таблицу результатов. Проверять друг друга
  • Хранить все записки с ответами, можно скреплять их или раскладывать в конверты. Если в перерыве возникнет какой-то вопрос, связанный с зачетом или незачетом, то вам нужно быстро найти нужную бумажку.
  • Отрядить хотя бы 2-х "ласточек" на сбор ответов.
  • Быть строгими в соблюдении правил, указанных регламентом Чемпионата. Следить за тем, чтобы все команды сдавали ответы вовремя, и наказывать провинившихся непринятием ответов.
  • Требовать от апеллирующей команды внесения залога в 10 долларов за каждую апелляцию. Собранные деньги следует передать казначею клуба. Апелляция поданная без залога - не считается поданной. Регламент не разрешает ДК "договариваться" с апеллирующей командой ни о чем, в частности, об отмене залога или о возможности для апеллянтов проверить что-то дома, а потом подать залог.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • Приходить на игру всем составом. Малое количество ведущих ведет к ошибкам и плохому впечатлению от проведенной игры.
  • Прийти в зал заранее, хотя бы за полчаса до тура.
  • Расставить столы и стулья. В сезоне 2003/2004 годов на игру будет приходить минимум 10 команд.
  • Расставить бутылки с водой по столам.
  • Если используете магнитофон или лэптоп, подключить их к сети.
  • Как только кто-нибудь из ОК предоставит вам динамик с микрофоном, протестировать это оборудование.
  • Начать игру с какого-то конкурса ровно в 7 вечера, самое позднее, в 7:05, чтобы игроки расселись по местам и привыкали приходить вовремя.
  • Раздать текст стихотворения или длинной цитаты, если это не изменит степень "беручести" вопроса.
  • Просить команды сдавать пустые бумажки, даже если у них нет ответа. Потом не придется выяснять, был ли ответ и куда он "потерялся".
  • Относиться к игрокам с уважением. Вы будете "по ту сторону баррикад" ровно через месяц.
  • Просить уточнения или дополнения к ответам, которые сдали играющие команды. Критерии того, когда просить эти уточнения или дополнения, вы устанавливаете семи (всегда полезно продумать это заранее).
  • Порекомендовать командам писать апелляции, если решение по спорным ответам не принято сразу.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • Вступать в дискуссии с командами по поводу зачета/незачета вопросов посередине тура. Все спорные ответы должны быть рассмотрены в перерыве между турами или после игры.
  • Повторять вопрос (или форму вопроса) для одной или нескольких команд во время минуты обсуждения. Это мешает остальным командам.
  • Покупать дорогих призов. Мы играем в спортивное ЧГК, а не в "Колесо Фортуны".
  • Обижаться на оценки, поставленные командами-участницами. Если оценка от одной из команд сильно занижена, то эта команда, скорее всего, не права. В то же время, если низка средняя оценка, то, скорее всего, вам есть над чем поработать в следующем году.
  • Сообщать, каким командам принадлежат конкретные неверные ответы. Многие не любят, когда их ошибки предают гласности, даже в игре.

НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ:

  • Обещать командам проверить спорные ответы на следующий день. Это противоречит регламенту Чемпионата.
  • Шутить и отвлекаться во время чтения вопросов. Командам трудно определить, является ли ваша шутка частью вопроса. А кроме этого, шутка ведущего часто ведет к выкрикам с места, ответным шуткам, и т.д.
  • Отпускать обидные ремарки в адрес команд или отдельных игроков.
  • Издеваться над ответами команд.

Илья Островский, Алекс Покрас. 2004 г.


(C) Клуб Интеллектуальных Игр Торонто, 2001-2004