Регламент 7-го Чемпионата Торонто по ЧГК

  1. Общая информация о Чемпионате Торонто по ЧГК
  2. Подсчет результатов
  3. Проведение игры
  4. Апелляции, порядок и сроки их рассмотрения
  5. Критерии правильности ответов
  6. Расходы на проведение Чемпионата

1. Общая информация о Чемпионате Торонто по ЧГК

1.1. Открытый Чемпионат Торонто по "Что? Где? Когда?" - это соревнование по игре "Что? Где? Когда?" (далее ЧГК), проводимое Клубом Интеллектуальных Игр Торонто. К участию в Чемпионате допускаются любые команды. Ответственность за проведение Чемпионата возлагается на Оргкомитет Клуба Интеллектуальных Игр Торонто.

1.2. Чемпионат проводится с сентября до июня следующегогода. Как правило, игры проводятся в последнее воскресенье каждого месяца на протяжении игрового сезона и начинаются в 7 часов вечера. При составлении расписания и в случае необходимости Оргкомитет может изменить дату и/или время игры. В этом случае сообщение о изменении датыигры должно быть послано на листы клуба или иным способом доведено до сведения каждой из команд клуба не позднее чем за 1 месяц до старой и новой даты переносимой игры, а сообщение об изменении времени игры - не позднее чем за неделю до дня игры.

1.2а. В исключительных случаях в ситуации форс-мажора тур чемпионата может быть перенесен Оргкомитетом на более поздний срок (дату и/или время). Сообщение о переносе должно быть послано на листы клуба илииным способом доведено до сведения каждой из команд клуба в течение суток после принятиятакого решения.

1.3. В Чемпионате играется 10 туров. ОК составляет полное расписание турнира с указанием точных дат каждого тура и Дежурных команд. ОК принимает во внимание совпадение игровых дней с крупными синхронными турнирами, а также с long weekends.

1.4. Игры в чемпионате клуба проводятся командами клуба. Для каждой игры сезона назначается Дежурная Команда (далее "ДК"). Расписание дежурств на игры сезона утверждается ОК. В случае нехватки ДК для проведения туров часть игр организуется на вопросах других клубов.

1.5. Максимальное число игроков в команде во время игры - 8 (восемь). Разрешено неограниченное количество замен игроков в паузах между игровыми вопросами (после объявления ответа на предыдущий вопрос, но до начала чтения текста следующего вопроса). Никаких санкций или поощрений за число игроков, отличное от шести, не предусматривается. Команды должны сдавать в ОК список своих игроков, принимавших участие в каждом туре.

1.6. Нет ограничений на переходы игроков из команды в команду между турами чемпионата.

1.7. Победитель (или победители - при дележе первого места) по итогам сезона провозглашается Чемпионом Торонтского клуба ЧГК.

1.8. Каждая игра (тур) состоит из двух туров по 12 вопросов - всего 24 вопроса. Допускаются один или два блиц-вопроса (три вопроса по 20 секунд) или дуплета (два вопроса по 30 секунд). При этом все ответы сдаются на одном листке, а игровое очко засчитывается команде только за все правильные ответы.

1.9. ДК также обязана задать два (или более) "нулевых" тренировочных вопроса, которые не идут в зачет. По усмотрению ДК оба вопроса могут быть заданы перед первым туром или по одному перед каждым из туров.

1.10.  ДК имеет право обмениваться вопросами с командами из других клубов или использовать вопросы других турниров, если обеспечена их недоступность для играющих команд.  В случае использования вопросов других клубов/команд, ДК обязана сообщить об этом в ОК не позднее, чем за неделю до проведения тура.

1.11.  При подготовке пакета вопросов, ДК обязана обращаться за помощью к, как минимум, одному редактору, чья кандидатура была заранее одобрена ОК.

1.12. Если средняя оценка Дежурной Команды за качество вопросов в туре, проведенном ею в прошлом турнире, была меньше 3.5 баллов, то рекомендации редактора, становятся обязательным для выполнения Дежурной Командой. Оргкомитет вправе отменить это ограничение.

1.13. ДК обязана передать все отыгранные вопросы в ОК в течение недели после даты игры (на магнитном носителе или с помощью электронной почты).


2. Подсчет результатов

2.1. Подсчет текущих и окончательных результатов Чемпионата производится по результатам микроматчей между каждыми двумя командами клуба. За победу в каждом микроматче команда получает два очка, и за ничью - одно.

2.2. Результаты микроматчей определяются следующим образом:

  • за любую игру каждая команда получает одно очко в микроматчах против тех команд , которые участвовали в этой игре и ответили на меньшее, чем она количество вопросов.
  • каждая команда, включая ДК, получает одно условное очко за каждый тур (месяц) в микромачах против команд, пропустивших тур (месяц) по любой причине.

2.3. Не учитываются никакие дополнительные показатели при дележе мест по результатам сезона.


3. Проведение игры

3.1. Проводить игру должно максимальное количество игроков ДК, но не менее трех. Это необходимо для оперативного сбора ответов, эффективного распределения обязанностей, коллективного обсуждения возникающих споров и т.д. Практика показывает, что малое количество дежурных ведет к техническим и судейским ошибкам. ДК рекомендуется собирать бумажки с ответами у команд, не заставляя их приносить листочки с ответами на стол ведущему.

3.2. Перед тем, как задать первый вопрос, ДК обязана:

  • Представиться, объявить номер тура и
  • Собрать с команд-участниц список игроков, играющих в данном туре туре

3.3. Дежурная команда или ведущий игры должны задать первый игровой вопрос не позднее, чем через 15 минут после официального времени начала игры (то есть в 7:15 при начале игры в 7:00), а первый вопрос второй половины игры - не позднее чем через 15 минут после окончания первой половины. Конкурсы и прочие развлекательные мероприятия проводятся, как правило, в последний час игры (после 9:00) для всех желающих. Допускается короткий разминочный конкурс до начала тура или в перерыве, если он не вызывает задержку собственно игры.

3.4. Для каждого вопроса ведущий игру представитель ДК обязан:

  • Объявить номер вопроса;
  • Зачитать вопрос громко и четко;
  • В конце чтения вопроса произнести слово "время";
  • Через 50 секунд после этого произнести слова "50 секунд" или "10 секунд";
  • Через 1 минуту после произнесения слова "время" произнести слово "минута";
  • После произнесения слова "минута", дать командам возможность сдать свои ответы в течение примерно 10-15 секунд. По окончании этого времени ответы могут быть приняты только у тех команд, капитаны которых держат записку с ответом в высоко поднятой руке;
  • Для облегчения контроля времени после окончания минуты обсуждения ведущий вслух ведет медленный обратный отсчет: "10", "9", "8" ... "1", "ноль";

3.5. В блиц-раунде или вопросе-дуплете действует тот же порядок, но не объявляются "50 секунд" а вопросы зачитываются после окончания каждых 20 или 30 секунд обсуждения.

3.6. В течение минуты обсуждения команда-участник должна записать на листке свой ответ или ключевое слово (слова) ответа. Дополнительные 10-15 секунд после минуты обсуждения предназначены только для сдачи ответа команде-организатору, а время для записи ответа или ключевого слова включено в минуту обсуждения. Поэтому никакие претензии по поводу непринятия ответа после минуты обсуждения не принимаются.

3.7. ДК может просить или не просить любые пояснения или дополнения к ответам, которые сдали играющие команды.

3.8. После получения записок с ответами ДК сообщает правильный ответ и каким командам он засчитан (можно перечислить команды, которым ответ не засчитан, если список неправильно ответивших короче). ДК может зачитать вслух неправильные ответы или часть их, но не обязана это делать.

3.9. За каждый правильный ответ на вопрос играющая команда получает одно очко, независимо от сложности вопроса и от того, как другие команды ответили на этот вопрос.

3.10. В тех случаях, когда ДК считает это оправданным, она может раздать играющим командам напечатанный полный текст вопроса или его часть, например стихотворение, длинный список, и т.д. К этому способу даже рекомендуется прибегнуть, если частью вопроса является репродукция, рисунок, чертеж или иные графические материалы.

3.11. После того, как заданы все игровые вопросы и оглашены ответы на них, ДК обязана:

  • Подсчитать и объявить предварительные результаты игры и убедиться, что у играющих команд нет претензий или поправок к объявленным результатам (апелляций, сообщений о технических ошибках и т.п.);
  • Если претензии или поправки (кроме апелляций) имеются, то ДК обязана рассмотреть эти претензии, принять по ним решение и огласить его. Если при этом изменились результаты, то сообщить об этом. Если возникли новые споры или претензии, то ДК обязана их рассмотреть и т.д. до тех пор, пока не будет принято решение по всем спорным вопросам;
  • Предложить командам оценить по пятибалльной системе качество вопросов, качество ведения игры и указать лучшие, по мнению каждой из команд, вопросы (оценки можно сдавать анонимно). Записки от команд, с оценками игры и лучших вопросов передаются в ОК;
  • Если поданы апелляции, дать слово Координатору Апелляционного Жюри;
  • Если после этого появились желающие подать новые апелляции, то дать им возможность это сделать и вновь предоставить слово Координатору АЖ и т.д. до тех пор, пока есть желающие апеллировать;
  • Если апелляций не поступило, то подвести итоги игры;
  • Наконец, ведущий игру представитель ДК обязан произнести слова "Игра окончена".

3.12. Если были поданы апелляции, то Координатор АЖ (или заменяющий его член Оргкомитета) обязан:

  • По каждой из апелляций сообщить на какой вопрос и какая команда ее подала;
  • Для апелляций на снятие - зачитать ее, либо изложить ее суть;
  • Для апелляций на дуаль – сообщить ответ апеллирующей команды и ее доводы, если они уже приведены.

3.13. Типы допустимых апелляций, а также порядок и сроки их рассмотрения определяются разделом 4 настоящего Регламента.


4.  Апелляции, порядок и сроки их рассмотрения

4.1. ДК самостоятельно разрешает любые спорные ситуации, возникающие в игре, кроме рассмотрения апелляций. ДК должна максимально объективно и взвешенно относиться к замечаниям команд, касающимся проведения игры и игровых вопросов, не отвергать их "с ходу", стараться непредвзято и тщательно разобраться в сути претензий.

4.2. ДК рекомендуется иметь с собой во время игры хотя бы минимальный набор словарей и энциклопедий для решения спорных вопросов. ДК должна очень внимательно относиться к записи результатов игры: желательно, чтобы таблица результатов тура была проверена несколькими игроками ДК, чтобы исключить технические ошибки. ДК также рекомендуется иметь на столе отпечатанный экземпляр настоящего Регламента.

4.3. Для рассмотрения апелляций Оргкомитет создаёт Апелляционное Жюри (АЖ), которое состоит из 5 человек, не принимающих участия в Чемпионате и представляющих другие клубы, а также выбирает Координатора АЖ. Координатором АЖ может быть участник чемпионата клуба. Для работы АЖ создается лист рассылки электронной почты azh@toronto.chgk.info.

4.4. Ответ, предложенный ДК, может быть оспорен любой из команд путем подачи апелляции. Апелляции подаются командами Дежурной Команде только в письменной форме и только после оглашения правильного ответа на последний вопрос тура.

4.5. Апелляция может быть только одного из двух типов:

  • На снятие вопроса – в случае, если играющая команда считает, что вопрос или авторский ответ на него некорректны и содержат ошибки;
  • На зачет ответа – в случае, если играющая команда считает, что данный ею ответ является вариацией авторского, либо другим ответом ("дуалью"), полностью подходящим под все условия вопроса;

Никакие другие протесты (просроченное время ответа, засчитанный соперникам "неправильный" ответ), а так же такие жалобы, как "у нас не попросили уточнения" и "у нас забыли забрать ответ" не рассматриваются.

4.6. Каждая апелляция состоит из:

  • основной, обязательной части, которую необходимо подать прямо на игре, до окончания тура (до объявления ДК "Игра окончена"). ДК обязана дать апеллирущим командам время для написания апелляций по их просьбе.
  • дополнительных материалов, которые можно дослать позднее, после игры, если апеллирующая команда хочет это сделать. Срок подачи дополнительных материалов по апелляции - до окончания следующего дня после тура (то есть, если игра проходит в воскресенье, то до 11:59PM понедельника).  Эти материалы должны быть посланы на адрес электронной почты Координатора АЖ: koord@toronto.chgk.info.

4.7. Апелляция первого типа (на снятие вопроса) должна быть полностью написана и сформулирована прямо на игре. При этом  апеллирующая команда обязана указать конкретный элемент вопроса, в котором, по их мнению, заключается некорректность. Все доводы и рассуждения в поддержку их мнения также должны быть приведены в основной части апелляции. В качестве дополнительных материалов можно прислать источники информации к апелляции и/или ссылки на них. При этом апеллирующая команда не имеет права приводить новые доводы или менять текст своей апелляции.

4.8. Апелляция второго типа (на зачет ответа) должна содержать в своей основной части номер вопроса и данный апеллирующей командой ответ. Собственно текст апелляции, включая подробную аргументацию, источники информации и/или ссылки на них, можно либо дать в основной части, либо дослать после игры.

4.9. АЖ обязано руководствоваться в своей деятельности следующим правилом:

  • АЖ может рассматривать в качестве возможных причин для снятия вопроса только те причины, что указаны в апелляции. Даже если в ходе рассмотрения апелляции или в ходе обсуждения вопроса на клубных листах, в нем обнаружились новые ошибки, АЖ не должно принимать их в расчет при принятии решения. Исключением может быть лишь случай, когда потенциальная некорректность, на которую указала апеллирующая команда и вновь найденная ошибка никак не могут быть рассмотрены отдельно друг от друга.

4.10. АЖ рекомендуется руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:

  • Апелляцию первого типа (на снятие вопроса) следует принять только если нет никаких сомнений в некорректности вопроса. Если у вопроса есть разумная непротиворечивая трактовка, а также в случае если найденную некорректность можно классифицировать, как незначительную неточность, не влияющую на ход обсуждения, то вопрос не следует снимать. Члены АЖ могут основываться на своем игровом опыте, чтобы определить для себя понятие "незначительной неточности". Иными словами, для апелляций на снятие рекомендуется консервативный подход и их рассмотрение должно производиться с позиции "можно ли вопрос не снимать", а не "за что его можно снять". Сомнения, как правило, трактуются в пользу вопроса.
  • Апелляцию второго типа (на зачет ответа) следует принять, если в апелляции содержится непротиворечивая, подходящая под все условия вопроса в целом не хуже авторской и подтвержденная достоверными источниками интерпретация вопроса, в соответствии с которой неавторский ответ команды оказывается правильным, и данный ответ не признан АЖ формальным или недостаточно конкретным.

4.11. Апелляция первого типа (на снятие вопроса) должна быть полностью написана и сформулирована, и все доводы апеллянтов приведены в ней. Апеллирующая команда имеет право прислать источники информации к своей апелляции и/или ссылки на них. При этом апеллирующая команда не имеет права приводить новые доводы или менять текст своей апелляции.

4.12. Апелляция второго типа (на зачет ответа) должна содержать номер вопроса и данный апеллирующей командой ответ. Собственно текст апелляции, включая подробную аргументацию, источники информации и/или ссылки на них, можно вписать в бланк для апелляций или дослать после игры. Текст апелляций второго типа можно менять любое количество раз до окончания срока их подачи. Окончательным текстом считается последний из поданных или присланных.

4.13. В случае принятия Апелляционным Жюри апелляции первого типа, оспоренный вопрос снимается и все результаты по нему аннулируются.

4.14. В случае принятия АЖ апелляции второго типа засчитывается очко апеллирующей команде, а также всем остальным командам, давшим аналогичный ответ. Степень соответствия других ответов принятому определяет АЖ.

4.15. При подаче апелляции к ней прилагается залог в 10 долларов, который возвращается апеллирующей команде, если ее апелляция удовлетворена. В случае отклонения апелляции, залог поступает в кассу клуба. Если залог за апелляцию не сдан, то апелляция аннулируется и не рассматривается АЖ.

4.16. В турах, которые проводит Оргкомитет (т.е. нет Дежурной Команды) в случае ответа, близкого к авторскому, давшая его команда имеет право обратиться в АЖ с просьбой о зачете без внесения залога. АЖ рассматривает такую просьбу так же, как апелляции на зачет ответа.

4.17. Непосредственно после окончания игры Координатор АЖ обязан:

  • Собрать тексты апелляций и денежные залоги;
  • Получить у ДК тексты вопросов, на которые поданы апелляции.
  • Получить у ДК полный список ответов на все вопросы, на которые были поданы апелляции второго типа (на зачет ответа)

4.18. В течение 24 часов после истечения срока подачи апелляций Координатор АЖ обязан

  • Обработать текст апелляций, приведя их в единообразный вид. При этом из апелляций удаляются любые упоминания об их авторстве, включая особенности форматирования, приветствия, благодарности, характерные словечки, и т.д., позволяющие определить авторство апелляций.
  • Переслать апелляции АЖ, а также на лист ОК в текстовом виде (не допускаются файлы Word и аналогичные им).

4.19. В течение 8 дней после истечения срока подачи апелляций АЖ обязано рассмотреть и обсудить их, а также проголосовать по каждой из апелляций:

  • Для принятия апелляции первого типа (на снятие вопроса) необходим перевес в 2 голоса из числа проголосовавших членов АЖ;
  • Для принятия апелляции второго типа (на зачет ответа) достаточно простого большинства голосов.

4.20. По истечении срока рассмотрения апелляций АЖ обязанo послать на адрес Координатора АЖ письмо, в котором сообщено решение АЖ по каждой из апелляций, приведено обоснование этого решения, а также указаны результаты голосования. АЖ может привести поименные результаты голосования, но не обязано этого делать. Решения АЖ по апелляциям являются окончательными.

4.21. В течение 24 часов после получения письма от АЖ, Координатор АЖ обязан сообщить о решении АЖ на общие листы клуба.

4.22. В течение 12 дней после окончания игры ДК обязана подвести окончательные итоги игры.


5. Критерии правильности ответов

5.1. Каждая ДК вправе сама решать какими конкретно критериями она пользуется для определения правильности или неправильности ответов команд. Тем не менее, эти критерии должны быть приемлемыми и сообразовываться с общепринятыми. Рекомендуются следующие критерии:

5.2. Ответ считается правильным, если:

  • раскрывается суть вопроса с достаточной степенью конкретизации (степень необходимой конкретизации определяется автором вопроса);
  • форма ответа соответствует форме вопроса;
  • в ответе команды присутствуют ВСЕ ключевые слова или их синонимы.

5.3. Ответ считается неправильным, если:

  • команда дала два или более вариантов ответа;
  • ответ дан с недостаточной конкретизацией;
  • в ответе совершены грубые ошибки (неправильно названы имена и названия, даты, способ действия и т.д.);
  • форма ответа не соответствует форме вопроса.

5.4. При наличии в ответе дополнительной информации собственно ответом считается фраза или слово, впрямую отвечающее форме вопроса. Неточности в дополнительной информации не учитываются (при условии, что они не меняют смысл ответа).

5.5. При определении правильности каждого ответа ДК рекомендуется оценивать его вне зависимости от других ответов.


6. Расходы на проведение Чемпионата

6.1. За участие в чемпионате команды клуба вносят денежный взнос в минимальном размере. Размер и срок сдачи взноса определяется ОК. При определении взноса от каждой команды ОК учитывает размер команд таким образом, чтобы взнос каждого игрока получился примерно одинаковым.


(C) Клуб Интеллектуальных Игр Торонто, 2000-2007